Экономисты комментируют призыв заморозить добычу нефти, с которым один из российских министров в пятницу обратился к Баку и Астане. «Надеемся, что все страны-члены ОПЕК и не ОПЕК — Россия, Казахстан, Азербайджан, то есть те страны, которые являются странами-экспортерами нефти, присоединятся к выработке соответствующего решения», — сказал министр энергетики России Александр Новак.
Как сообщала газета «Коммерсант», представители нескольких стран из организации нефтеэкспортеров (ОПЕК) и стран, не входящих в картель, планируют встречу в России приблизительно 20 марта. Ранее власти Венесуэлы анонсировали участие 15 стран, однако присоединится ли к ним Иран, готовый нарастить добычу значительнее остальных экспортеров, пока не ясно. В Минэнерго России подтвердили встречу, добавив, что «прорабатываются различные варианты относительно места и даты встречи».
Аналитик в сфере ТЭК, партнер компании Rusenergy Михаил Крутихин считает, что Азербайджану и Казахстану рано следовать призыву министра Новака.
«Встреча в России в конце марта, может, и состоится, но ведь встречи можно какие угодно организовать и какие угодно декларации выпускать, но пока никто из серьезных игроков рынка замораживать добычу и экспорт не собирается. Это чисто пропагандистская акция и никакого замораживания добычи не предвидится. Во-первых, надо посмотреть на крупнейших из них – на Иран, на Соединенные Штаты. И Саудовская Аравия устами своего министра иностранных дел уже объявила, что никто не собирается ничего сокращать», – сказал Крутихин порталу «Москва – Баку».
По словам Крутихина, что цены на нефть сегодня определяют все же не биржевые спекулянты, а принципиальные причины, в первую очередь, – это соотношение спроса и предложения на мировом рынке. Как отмечает «Газета.ру», сегодня на мировом рынке предложение превышает спрос на 1,5–1,7 млн баррелей в сутки, что примерно соответствует превышению странами ОПЕК собственных квот.
Крутихин указывает, что каждый производитель по-прежнему пытается сохранить свою долю рынка, поэтому на самом деле никто не согласится сокращать добычу ради повышения цен, поскольку его ниша тут же будет занята соперниками.
«В битве объемов и цены барреля победили объемы, – указывает аналитик. – Пока единственным драйвером, который может подтолкнуть нефтяные цены вверх, могут стать боевые действия либо в том регионе, где производится много нефти, либо там, где проходят важные пути танкеров, например, в Ормузском проливе или Персидском заливе».
Хотя Азербайджан также страдает от дешевизны на нефтяном рынке, Крутихин оценивает его будущее не без доли оптимизма. Поводом стало принятое в четверг решение Брюсселя поддержать проект строительства через Адриатическое море газопровода, предназначенного для перекачки из Греции в Италию азербайджанского газа. «Этот проект уже давно идет. Еврокомиссия одобрила один из его участков – Трансадриатический. Уже идут инженерные изыскания – и не только в Италии, но и в южной Греции. Теперь получено разрешение на его прокладку через море. Проект давно уже стартовал и спокойно движется к своему завершению. Думаю, когда будет достаточно газа во второй очереди «Шах-Дениза», тогда азербайджанский газ придет и в Италию», – надеется Крутихин.
«Южный газовый коридор» – это приоритет для Брюсселя, напомнил Крутихин, поскольку Евросоюз планирует диверсифицировать свои источники поставок газа, снижая свою зависимость от России. «Кроме того, там уже есть инвесторы, есть консорциум, который нормально работает. Газопровод станет продолжением трубопровода Баку – Тбилиси – Эрзурум», – напомнил эксперт.
Moskva-Baku.ru