Халиду аль-Фалиху отведена одна из ключевых ролей в реформировании экономики Саудовской Аравии
Председатель правления Saudi Aramco Халид аль-Фалих был одним из самых популярных спикеров на Всемирном экономическом форуме в Давосе. В эпоху обвала цен на нефть комментарии от председателя правления крупнейшей в мире государственной нефтяной компании c запасами в 260 млрд барр. и добычей 10,3 млн барр./сутки участники форума слушали с особым интересом. Многих волновал вопрос, почему Saudi Aramco решила проводить первичное размещение акций (IPO) в самый трудный для рынка момент и может ли королевство окончательно обрушить нефтяные котировки.
Саудовская Аравия сыграла ключевую роль в создании условий для снижения нефтяных котировок. Эта страна – крупнейший член ОПЕК – решила не снижать свою добычу, а поддерживать ее на текущем уровне ради сохранения доли на рынке в условиях, когда на рынке благодаря появлению технологий сланцевой и глубоководной добычи появилось слишком много независимых игроков.
«$100 за баррель казались гарантией безрисковых инвестиций. Теперь же этого страхового полиса, который Саудовская Аравия в прошлом предоставляла совершенно бесплатно, больше не будет», – предупредил аль-Фалих в ноябре. Но он также признал, что спад цен на нефть оказался глубже, чем предполагалось: «Мы знали, что это будет болезненный шаг, но интенсивность боли превзошла все наши ожидания. Рынок отреагировал чересчур болезненно и резко, как нередко бывает в циклы низких цен». Но другой политики в условиях, когда цены уже упали до уровня 2004 г., у ОПЕК нет: большинство небольших нефтяных компаний оставаться долго на таком низком рынке не смогут, им придется уйти и тогда ОПЕК отпразднует победу, пишут аналитики Saxo Bank.
Ветеран отрасли
Аль-Фалиха не пугают временные трудности, он долго работает на нефтяном рынке и видел даже худшие времена.
Он родился в 1959 г. в Эр-Рияде. В 1982 г. получил степень бакалавра по машиностроению в Техасском университете A&M, в 1991 г. – диплом MBA в Университете нефти и полезных ископаемых (Университет короля Фахда) в Дахране. Он пришел работать в Saudi Aramco в 1979 г., еще даже не имея диплома бакалавра. С этой компанией связана вся его профессиональная жизнь: менялись лишь сферы его ответственности, а полномочия росли. Он работал в подразделениях компании за границей. Например, в 1999 г. стал президентом совместного предприятия Saudi Aramco с Philippine National Oil Company. В Саудовскую Аравию он вернулся в 2000 г. и был назначен ответственным за разработку стратегии добычи газа в королевстве.
В совет директоров Saudi Aramco он вошел в 2004 г., президентом и генеральным директором был назначен в 2009 г., председателем правления – в апреле 2015 г. И одновременно он был назначен министром здравоохранения. На протяжении предыдущих 20 лет председателем правления Saudi Aramco был министр нефти Али аль-Наими, считавшийся одним из самых влиятельных чиновников. Но, по информации Platts, аль-Наими может уже в этом году покинуть пост министра и его наиболее вероятной заменой называют аль-Фалиха.
1933 подписано концессионное соглашение между Саудовской Аравией и американской Standard Oil Company of California (Socal) – предшественницей нынешней Chevron, основанной Джоном Рокфеллером. Современная Saudi Aramco ведет историю с ноября того же года, когда для управления концессией Socal создала дочернюю компанию – California Arabian Standard Oil Company (Casoc). Пять лет спустя, в 1938 г., были обнаружены коммерческие запасы нефти на месторождении Даммам. Первая скважина давала нефть вплоть до 1982 г., когда она была закрыта
1936 50% в концессии приобрела Texas Co., в 1948 г. в число совладельцев вошли Standard Oil of New Jersey и Socony-Vacuum – будущие Exxon и Mobil, образовавшие впоследствии крупнейшую публичную нефтегазовую компанию ExxonMobil
1944 Casoc сменила имя на Arabian American Oil Company (Aramco), в 1952 г. штаб-квартира компании переместилась из Нью-Йорка в Дахран
1973 правительство Саудовской Аравии выкупило 25% Aramco, а в следующем году увеличило свою долю до 60%
1975 Aramco стала концессионером создания внутренней газораспределительной сети Саудовской Аравии (Master Gas System)
1980 правительство полностью выкупило Aramco, доведя свою долю до 100%
1988 королевским указом была учреждена новая государственная компания – Saudi Arabian Oil Company, ставшая преемницей Aramco. Ее сокращенное название – Saudi Aramco
Не дал надежды
Цены на нефть ниже $30/барр. иррациональны, рынок должен восстановиться в 2016 г., даже если ОПЕК не будет снижать производство, заявил аль-Фалих в Давосе. По его словам, Саудовская Аравия не намерена сокращать поставки в одностороннем порядке, чтобы уступать долю мирового рынка в пользу конкурентов. Всплеск сланцевой добычи в США за последние несколько лет способствовал переизбытку нефти, что вылилось в пикирование цен.
Саудовская Аравия никогда не обещала взять на себя роль балансирующего поставщика, если на рынке возникают перекосы, заявил аль-Фалих. По данным Bloomberg, в 2010–2014 гг. средняя цена барреля Brent составляла около $100, за последние полтора года нефть подешевела на 75%. Агентство Standard & Poor’s в середине января понизило базовый сценарий цен на нефть: в 2016 г. средняя цена барреля Brent и WTI составит $40 вместо $55 для Brent и $50 для WTI, в 2017 г. – $45 вместо $65 и $60 соответственно, в 2018 г. и среднесрочной перспективе – $50 вместо $70 и $65.
«Когда цены были высокими, было много желающих добывать нефть. Сейчас же каждый, напротив, пытается выскочить с этого рынка и аннулировать проекты. А что случится через 10 лет? Отрасли нужны инвестиции, чтобы добыча продолжалась в требуемом объеме. Надеюсь, сделанные инвестиции позволят удовлетворить потребности в топливе в 2017 г.», – сказал аль-Фалих (цитата по FT).
Впрочем, быстрого восстановления нефтяного рынка и роста цен аль-Фалих не обещал: краткосрочный прогноз нефтяного рынка он считает мрачным, но убежден, что благодаря IPO Saudi Aramco сможет пережить трудности лучше, чем многие из ее конкурентов. «Мы сможем пережить даже долгий период низких цен на нефть», – заявил он (цитата по FT).
Загадка Saudi Aramco
О решении проводить IPO руководство Saudi Aramco заявило в начале января, но возможный объем пакета, место размещения и сроки компания не назвала. Сейчас ключевой вопрос для Саудовской Аравии – экономические реформы, пояснил в интервью WSJ аль-Фалих: «Мы и раньше думали про листинг сбытовых активов компании, но сейчас ситуация кардинально изменилась, никогда не было столь сильного импульса для реформ и прогрессивных шагов в истории».
В рейтингах Transparency International Saudi Aramco традиционно фигурировала в числе самых закрытых компаний мира. Помимо этого главной чертой Saudi Aramco, как типичной госкомпании, эксперты называли множество проектов по «социальной ответственности» и финансирование непрофильных проектов.
Решение об IPO является вынужденным. Экономика королевства дошла до поворотной точки: полагаясь только на нефтяные доходы, она расти больше не сможет, предупреждает консалтинговая компания McKinsey & Co. По данным МВФ, темпы роста ВВП в Саудовской Аравии снизились почти в 5 раз за пять лет – с 10% в 2011 г. до 2,8% в 2015 г., экспорт страны в стоимостном выражении сократился в 1,5 раза до $236 млрд, бюджет из профицитного в 11,2% превратился в дефицитный (19,5% по итогам 2015 г.). 2015 год стал поворотным для ускорения реформ и принятия сложных решений, признал аль-Фалих.
Продажа акций Saudi Aramco позволит Саудовской Аравии закрыть дефицит бюджета, который растет по мере снижения нефтяных котировок. В прошлом году дефицит составил $98 млрд – 15% ВВП. В конце прошлого года король Саудовской Аравии Салман бен Абдул-Азиз ас-Сауд заявлял, что страна будет искать другие источники дохода: в 2016 г. власти собираются уменьшить бюджетные расходы примерно на 10% и продать некоторые зарубежные активы. По данным Reuters, в 2016 г. минфин королевства прогнозировал бюджетный дефицит в $87 млрд.
Если IPO состоится, Saudi Aramco станет самой дорогой публичной компанией в мире, обогнав Apple (капитализация – $537,6 млрд) и самую дорогую нефтегазовую компанию – ExxonMobil (капитализация – $310,9 млрд). Стоимость Saudi Aramco составляет $10 трлн, цитировала WSJ независимого нефтяного аналитика Мохаммеда аль-Саббана, ранее работавшего старшим советником саудовского министерства нефти. Остальные аналитики не берутся делать оценки компании, поскольку она не раскрывает отчетности. В 2006 г. Saudi Aramco возглавила рейтинг FT самых дорогих непубличных компаний в мире, составленный на основе оценок McKinsey, – $781 млрд.
Распродажа активов
Сейчас Саудовская Аравия хочет диверсифицировать экономику в целом и ТЭК в частности и переориентироваться на новые рынки сбыта, пишет МВФ. Saudi Aramco ведет переговоры об инвестировании $1–1,5 млрд в нефтеперерабатывающую отрасль КНР, чтобы обеспечить стабильный рынок сбыта в условиях растущей конкуренции на мировом рынке. Она же обсуждает с CNPC и Sinopec возможные инвестиции в нефтехимию и маркетинг Китая. «Цель переговоров – реализовать свои инвестиционные возможности в Китае. На территории КНР есть много заводов, строительство которых пребывает на завершающей стадии, и мы хотели бы договориться [об их совместном использовании]», – говорит аль-Фалих. Из-за сланцевой добычи и санкций Ирана и России рынок нефти сильно изменился за последние годы, компаниям требуется делать поправку на новые условия, в будущем, возможно, понадобится радикальное изменение стратегий, пишет Международное энергетическое агентство (IEA). Saudi Aramco, таким образом, оказалась в авангарде госкомпаний, которые рискуют выходить на рынок в жесточайших условиях.
«Мы хотим использовать трансформацию компании, чтобы сделать энергетический сектор Саудовской Аравии глобально конкурентоспособным, и диверсифицировать экономику королевства», – отмечает аль-Фалих. По его словам, правительство изучает возможности приватизации во всех отраслях промышленности – от производства зерна до авиасообщения и железнодорожного транспорта. Саудовская Аравия озвучила идею продажи госактивов на сумму свыше $400 млрд в ближайшие годы. Но любая масштабная программа приватизации и изменение траектории развития экономики потребуют значительного участия иностранного капитала, а значит, стране придется провести ревизию прав собственности на землю и снять множество ограничений для иностранного бизнеса, только тогда удастся получить требуемый капитал для реформ, пишут аналитики Economist Intelligence Unit.
Газета “Ведомости”