Это означает, что Statoil-Норвегии больше в Каспийском бассейне нечего делать…
На самом деле то, что Норвежская государственная нефтегазовая компания рано или поздно примет такое решение, стало ясно еще год назад.
Тогда, то есть в конце октября 2013 года Statoil и французская компания Total заявили SOCAR, что передумали присоединяться к проекту TANAP. Представители Statoil в своих неофициальных беседах пытались объяснить это дороговизной инфраструктурного проекта. И наконец, в декабре 2013 года, когда SOCAR и его партнеры готовились санкционировать проекта “Стадия-2” в рамках “Шах-дениз”, внезапно получили от норвежской компании “шокирующую новость”.
Суть ее заключалась в том, что компания Statoil, оправдываясь дороговизной капитальных расходов проекта, фактически объявила, что столкнулась с проблемами в финансировании “Шахдениз -2” (общие расходы проекта оценивались $28 млрд), являющегося самой важной ресурсной базой в поставке каспийского газа в Европу, и косвенно заявила оператору проекта, в том числе азербайджанскому правительству, которое должно было подтвердить проект, что должна продать свою долю.
В этот момент фактически BP и SOCAR, купив за короткое время 10% Statoil, удалось организовать17 декабря подписание “Стадии-2” в предусмотренное время.
Тогда я через агентство Turan распространил сообщение, что Statoil готовится покинуть и инфраструктурные проекты Азербайджана. В то время многие отнеслись к этому не то, чтобы сомнительно, а даже несерьезно.
Таким образом, сегодня Statoil официально объявила, что продала свою 15,5-процентную долю участия в «Шахдениз» и Южно-Кавказском газопроводе, а также 12,4-процентную долю в Azerbaijan Gas Supply Company за 2,25 миллиарда долларов малазийской компании Petronas.
Посмотрите, а всего год назад Statoil и BP владели одинаковой долей участия (25,5%) в самом крупном газовом проекте Каспия. Также с юридической точки зрения она оставалась коммерческим оператором в качестве продавца азербайджанского газа в проекте “Шахдениз-1”. А что произошло за год, что две крупные европейские компании (Total и Statoil) покидают многообещающий проект не только Азербайджана, но и всего Запада, если учесть, что проекты “Шах-дениз” и 3600 километровый газопроводный “Южный газовый коридор” взаимосвязаны. А с началом украинских событий в начале текущего года приобрели для официального Брюсселя особо важных характер в плане доставке в европейские рынки природный газ с альтернативных рынков.
Поэтому, отказ от всего этого, объясняемый следованием коммерческой стратегии компании и недостаточностью рентабельности проекта, на мой взгляд, выглядит не убедительным. Вторым аргументом, при выходе из мега-проектов, как правило, руководствуются малые или средние компании.
А коммерческую привлекательность проекта подчеркивает тот момент, что Statoil удалось продать свою долю в “Шах-дениз” чуть дороже, чем год назад. Если в декабре 2013 года компания продала BP и SOCAR свою 10-процентную долю участия за $1,45 миллиардов, то теперь она продала 15-процентную долю за $2.25 миллиарда малазийской Petronas. Учитывая, что доллар дорожает, значит, к “Шах-дениз” проявляется большой интерес, в особенности со стороны компаний, действующих в регионах. Реальным доказательством этого является недавнее увеличение TPAO своего долевого участия в проекте от 9 до 19%.
В таком случае, это означает, что выход Statoil из «Шахдениз» и инфраструктурных проектов вовсе не связан с коммерческими интересами.
Ильхам Шабан
Руководитель Центра Нефтяных
Исследований Caspian Barrel