Будем справедливы к товарным рынкам: их можно считать какими угодно, но только не скучными. С 2000 по 2011 год индексы цен на них выросли втрое (то есть превзошли темпы роста мировой экономики), после чего обвалились на четверть и только с июня этого года потеряли 11%. Такие скачки оказываются благословением для одних и наказанием для других, пишет журнал Economist в свежем номере.
Для потребителей снижение цен – это хорошая новость: для них более дешевый природный газ или, скажем, рис – все равно что налоговая скидка, которая высвобождает часть их доходов. А вот страны – производители ресурсов, многие из которых относительно бедны, страдают от снижения стоимости своего экспорта: их правительства, успевшие привыкнуть к большим поступлениям в бюджет, вместо вклада в экономику сталкиваются с финансовыми трудностями и необходимостью как-то сокращать разросшиеся расходы.
Крупный спад на товарных рынках может серьезно отразиться на рынках финансовых, и мягкое снижение цен, которое мы наблюдаем сейчас, говорит нам о слабости мировой экономики, считает издание. С 2010 года рост мирового ВВП (по ППС) сократился с 5% до 3% в год; китайская экономика с двузначного показателя роста в 2010 году может замедлиться до 7% в этом году. То же с мировой торговлей: если в 2010 году она прибавила 12,8%, то в 2011-м было 6,2%, а в 2013-м уже 3%. На этот год ВТО сначала прогнозировала рост 4,7%, но в сентябре цифру сократили до 3,1%.
На следующий год ВТО делает более бодрые предсказания, но возвращение к темпам 2000-х маловероятны, отмечает Economist. Среди рисков журнал называет неочевидность возрождения богатого мира (Европа снова на грани рецессии), украинский конфликт и эпидемию эболы, но самые серьезные опасения внушает Китай – наиболее ненасытный потребитель сырья, который сейчас как раз старается перестроиться, чтобы потреблять меньше.
Между тем инвестиции в то же сырье, сделанные, когда цены на него были на пике, сейчас приносят плоды: производство нефти в США (спасибо сланцевой революции) с 2008 года выросло на 4 млн баррелей в сутки. Все знают, что бывает, когда рынок насыщается: цены начинают падать.
Производство большинства видов сырья резко выросло за последние десять лет (выпуск железной руды, например, почти утроился с 2000 года), и для некоторых товаров – это видно из графика – увеличение предложения превосходит увеличение спроса. Учитывая, что мировая экономика сегодня растет не теми темпами, что в 2000-х, снижение сырьевых цен неизбежно, утверждается в статье.
Но самое плохое, собственно, не это, а то, что низкие цены могут замкнуться сами на себе, продолжает Economist. Развивающиеся рынки, они же поставщики сырья, давали большой вклад в глобальный рост, и если экспорт перестанет вести их вперед, этот рост запнется. Замедление мировой экономики, в свою очередь, приведет к более слабому спросу на сырье.
Некоторые экспортеры, такие как Колумбия, Индонезия и Перу, успели подготовиться к такому сценарию и лучше справятся с ним. Они использовали сырьевой подъем, чтобы наполнить свои фонды, создать валютные резервы или провести широкие экономические реформы. В других же, например России и Венесуэле, обвал рынка обнаружит степень испорченности экономики и управления. Чем дальше будут снижаться цены, тем лучше они будут видны.
Slon.ru