“Газпром” подает иски к частным турецким импортерам
На фоне улучшения отношений России и Турции газовые конфликты двух стран только обостряются. Как стало известно “Ъ”, “Газпром” готовится подать иски в арбитраж к частным турецким газовым импортерам, с которыми он не смог договориться о цене газа на 2017 год. Таким образом, монополия будет судиться уже со всеми своими клиентами на втором по величине экспортном рынке после Германии. По мнению экспертов, именно предельная политизация взаимодействия Москвы и Анкары вынуждает “Газпром” защищать свои коммерческие интересы в арбитраже.
О том, что “Газпром” может в ближайшее время подать в арбитраж иск к частным компаниям, импортирующим российский газ в Турцию, сообщили источники “Ъ” в обеих странах. По их данным, компания “Газпром экспорт” уже подготовила документы. Они будут поданы, скорее всего, в арбитраж Стокгольма. Причина спора — цена газа на 2017 год, которую “Газпром” считает заниженной. В самой монополии этот вопрос вчера не комментировали.
По словам одного из собеседников “Ъ”, “Газпром” предложил частным импортерам установить для них на этот год временную цену (выше, чем в 2016 году), которая бы действовала до конца разбирательства с Botas.
После определения цены для Botas “Газпром” и частники вернулись бы к переговорам, причем монополия в зависимости от ситуации была готова дать им ретроактивную скидку с начала 2017 года. Однако частные импортеры отклонили это предложение, считая текущую цену справедливой. Один из источников “Ъ” добавляет, что “Газпром” был вынужден действовать, так как низкая цена для частных импортеров в 2017 году помимо экономических потерь подрывала его позицию в споре с Botas.
Кроме того, по словам турецких источников “Ъ”, серьезное влияние на позицию “Газпрома” оказала национализация крупнейшего частного импортера Akfel (“Газпром” косвенно участвует в ее бизнесе; см. “Ъ” от 20 декабря 2016 года). После этого переговоры по цене были фактически остановлены. Более того, по данным “Ъ”, в начале января, когда Стамбул был занесен снегом, турки обратились к “Газпрому” с просьбой увеличить поставки газа сверх максимальных контрактных объемов, однако монополия отказала. Впрочем, собеседник “Ъ”, близкий к “Газпрому”, отрицает подобную подоплеку, говоря, что подача иска в арбитраж — чисто коммерческий вопрос.
Действия “Газпрома” демонстрируют существенную перемену в газовых отношениях двух стран. В 2016 году в похожей ситуации “Газпром” просто снизил на 10% поставки газа частным импортерам по сравнению с их заявками. Теперь же, несмотря на историю с Akfel, монополия действует непривычно мягко, что может быть связано как с судьбой политически важного проекта “Турецкий поток”, так и в целом с потеплением отношений Москвы и Анкары.
“Чтобы надавить на турок, “Газпрому” нужно разрешение от руководства РФ, но его либо нет, либо его даже не запрашивали, понимая, что момент неудачный”,— полагает один из собеседников “Ъ”. В данной ситуации “Газпром” старается корректно защитить свои коммерческие интересы, полагает Мария Белова из Vygon Consulting. Она отмечает, что, если в результате истории с Akfel “Газпром” в итоге утратит часть позиций на внутреннем рынке Турции, повышение цен выглядит логично.