Президент Ирана Хасан Рухани призвал к полной реализации уже достигнутых договоренностей с Китаем, которые могут обеспечить расширение стратегических отношений между Тегераном и Пекином. Об это он заявил об этом на встрече с вице-председателем КНР Ли Юаньчао на форуме стран Диалога по сотрудничеству в Азии. Тегеран стремится использовать возможности, созданные после заключения Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД – политическое соглашение между Ираном и группой государств 5+1, относительно ядерной программы Ирана), чтобы развивать стратегические отношения, в том числе с Пекином. «Тегеран приветствует инвестиции Пекина в нефть, газ, транспорт и технологические ноу-хау, и обе стороны могут углубить взаимное научное и культурное сотрудничество. Шелковый путь первостепенное значение для развития экономических связей между странами региона, и ИРИ готова сыграть свою историческую роль для достижения этой цели», – заявил президент Ирана. Китайский вице-председатель считает, что Тегеран и Пекин открыли новую главу в своих отношениях: “Эпоха после заключения СВПД считается подходящей возможностью, чтобы начать новый виток отношений между Тегераном и Пекином, и Китай готов повысить нынешний уровень стратегических отношений с Ираном”.
Иран хочет ускорить разработку 25-летного соглашения о сотрудничестве для дальнейшего укрепления взаимодействия с Китаем в области связи, финансов, энергетики, образования и разрешении региональных проблем. Как отмечено в совместном заявлении Китая и Ирана, страны договорились повысить уровень двусторонних отношений до “всестороннего стратегического партнерства”, а также “начать консультации и обсуждения, направленные на выполнение двустороннего 25-летнего соглашения о всеобъемлющем сотрудничестве”, заключенного во время визита председателя КНР Си Цзиньпина в Иран в январе.
В Пекине надеются на более частые контакты между высокопоставленными лицами двух стран, а также большее взаимное политическое доверие и более тесное сотрудничество в рамках инициативы “Один пояс — Один путь”, которую называют попыткой Китая восстановить легендарный Шелковый путь из Азии в Европу.
The Wall Street Journal отмечает, что Китай и другие азиатские страны, такие как Индия, Япония и Южная Корея, охотно приобретают иранскую нефть с момента снятия санкции. 70% экспорта нефти Ирана приходится азиатские государства.
“У Китая наилучшая позиция, потому что он был с Ираном на протяжении последних пяти лет. Весь иранский рынок в его руках”, – заявил Мехди Фахери, генеральный консул Ирана в Гонконге и Макао. Китай и Индия заинтересованы во вложении крупных инвестиций в иранскую нефтяную промышленность.
“Мы приветствуем китайские инвестиции в наш нефтяной и энергетический сектор. Мы верим, что научные и культурные связи также позволят нам улучшить отношения”, – сказал Рухани.
Си Цзиньпин посетил Тегеран в январе, где объявил о заключении сделки, которая приведет к увеличению объема торговли между двумя странами до 600 млрд дол. в течение следующих десяти лет.
www.vestikavkaza.ru