Война и нефть всегда шли рука об руку. Война в Персидском заливе, Иракская война, гражданские войны в Ливии и Сирии – все эти события вызывали скачок цен на нефть. Однако в последние месяцы геополитика должна влиять на рынок нефти наиболее значительно. Таких перебоев с поставками нефти, как в последние месяцы, не было со времен Войны в заливе в начале 90-х, показывают данные Bank of America Merill Lynch (BofA ML). При этом нефть не дорожает, а понемногу дешевеет. Что происходит и почему?
Если в 90-е и нулевые геополитические риски, влияющие на стоимость барреля, были тесно связаны с военными операциями США, в 2010-е Америка умерила свою активность. На земли Сирии и Ливии, в отличие от Ирака, уже не ступала нога американского пехотинца. Военные потери Америки с 2007 года только сокращались. Однако мир от этого не стал более спокойным местом: стало погибать больше людей в гражданских войнах.
Эксперты BofA ML в докладе Oil after US hegemony («Нефть после гегемонии США») отчасти связывают рост числа жертв в военных конфликтах с самоустранением Америки, которая все меньше играет роль мирового жандарма в самом прямом – с винтовками M16 наперевес – смысле. Разумеется, Штаты, на которые приходится 4 из 10 долларов, потраченных на оборону по всему миру, остаются мировым гегемоном, однако их оборонный бюджет «сел на диету», пишут аналитики американского банка. Людей убивают, но Америка все меньше контролируют этот процесс. Примеры тому – действия России на Украине и последние успехи боевиков Исламского государства Ирака и Леванта.
У повышенной миролюбивости Америки есть вполне прагматические основания: с января 2007 года чистый импорт нефти в США, если не считать поставок от ее ближайших соседей Мексики и Канады, снизился вчетверо. Америка становится энергетически самодостаточной, и ей уже не обязательно воевать за контроль потоками нефти с аналогами Саддама Хусейна или Муаммара Каддафи.
Вывод: в нефтедобывающих странах стало больше войн, в которых гибнет все больше людей. Из-за этого страдают объемы добычи нефти, однако – в отличие от ситуации 20-летней давности – Дяде Сэму до этого все меньше дела.
Slon.ru