Ничто так не заставляет ценить то, что имеешь, как вид тяжеловеса, переживающего трудные времена. Поэтому американские нефтяники читают новости о казахстанском проекте Кашаган со странной смесью тревоги и радости, – пишет Кристофер Хелман из Forbes.
Кашаган стал кошмаром для некоторых крупнейших нефтепроизводителей. Этот многоязычный микс из казахстанских (КазМунайГаз), итальянских (Eni), американских (Exxon Mobil), нидерландо-британских (Royal Dutch Shell), китайских (CNPC) и французских партнёров за последние 20 лет вложили в прикаспийское месторождение более $50 миллиардов; это по меньшей мере на $30 миллиардов больше, чем первоначально ожидалось. Первую нефть планировалось получить в 2005 году, задолго до того, как об американском сланцево-нефтяном буме даже подозревали.
После многочисленных задержек сроки были передвинуты на конец прошлого года. Однако утечка в газовом трубопроводе привела к очередному раунду задержек. Может быть, устойчивая добыча нефти начнётся в конце этого года. Может быть, не начнётся.
Действительно, по сравнению с кашаганским кошмаром, американские растущие сланцевые месторождения, такие как Баккен, Игл Форд и Пермиан -радужная мечта. Здесь средняя стоимость бурения составляет менее, чем $10 миллионов на колодец. Если получится добывать около 750 баррелей из каждого нового колодца в день, недропользователи смогут окупить свои затраты на разработку менее, чем через 18 месяцев. Остальное – уже лёгкая нажива. Эта рентабельность американской сланцевой нефти подстегнула достаточно бурения, чтобы обеспечить прирост во внутренней нефтедобыче в размере 3 миллионов баррелей в день на ближайшие пять лет.
Было много паники по поводу экологического вреда от бурения и разрыва пластов. Разливов нефти и крушения поездов не должно происходить. Но по крайней мере большая часть американской сланцевой нефти – «лёгкая и малосернистая», что означает, что бурильщикам не придётся сталкиваться с кашаганским токсичным резервуарным газом, заражённым такими большими объёмами сероводорода, что он почти незамедлительно проел стальные трубы. Казахстанское правительство подало иск против консорциума из-за последнего раунда задержек, обязало их выплатить $735 миллионов, и может отказаться вложить свою долю наличных для дальнейшей разработки. Правительство и раньше так делало, и извлекало большую долю из урегулирования спора. Существует ещё много отвратительных деталей, так что обязательно прочитайте вчерашнюю статью в Wall Street Journal, посвящённую Кашагану.
$50 миллиардов, потраченные на Кашаган на данный момент – это только для первой фазы в 400, 000 баррелей в день. Такими темпами (и по цене $100 за баррель) партнёрам понадобится более 5 лет только для того, чтобы оправдать затраты на разработку, не говоря уже о налоге на нефтедобычу или прибыли от инвестиций. Решатся ли партнёры на увеличение мощности до 1.5 млн баррелей в день?
Только у них нет лучших возможностей в США. Благодаря увеличивающейся производительности и точности горизонтального бурения, нефтяные компании могут бурить американские колодцы десятилетиями. С хорошей экономикой, стабильными правами на собственность и гораздо меньшим количеством геополитических мин, которых надо избегать, за последние несколько лет США уже стала местом вложения $200 миллиардов инвестиций в нефте-газовый сектор в год, и будет оставаться им на протяжении ещё многих лет.