Замедление китайской экономики и снижение цен на сырьё сыграло на руку западным потребителям.
«Состояние мировой экономики зависит от того, превысит ли рост доходов и расходов потребителей расходы и доходы производителей», ― говорит Диана Чойлева, главный экономист Lombard Street Research.
Крупные добывающие компании, например, англо-американская PLC, и торговцы потребительскими товарами вроде Glencore PLC страдают, а западные потребители наслаждаются понизившимися ценами, особенно на бензин.
Больше всего денег расходуют жители Евросоюза. Расходы американцев остаются стабильными, потому что значительная часть их сбережений привязана к фондовому рынку, объясняет Чойлева.
«Чем дольше сохраняется непредсказуемость финансового рынка, тем вероятнее, что американский потребитель продолжит накапливать сбережения, а не тратить их».
Хороший сценарий для Китая
То же самое верно для Китая. Заберите деньги у производителей и положите их в карман китайских потребителей. Девальвация юаня способствовала бы этому процессу, говорит Чойлева.
«Открытый счёт накоплений и ослабшая валюта приведут к повышению внутренней процентной ставки. Это именно то, что нужно Китаю для повышения потребления», ― говорит она. Поскольку большинство сбережений китайцев хранятся на депозитных счетах, повышение ставки означает повышение доходов и рост потребления.
Снижение китайских инвестиций со стороны производителей и правительства позволило бы западным предпринимателям заполнить брешь и увеличить инвестиции.
Что касается повышения цен на импорт из-за ослабшей валюты, то китайским потребителям в этом смысле нечего волноваться, потому что Китай импортирует сырьё, а не потребительские товары, считает Чойлева.
Плохой сценарий
Однако, похоже, что центробанки других стран не позволят Китаю воплотить эту стратегию. «Для Китая было бы лучше отпустить свою валюту. Но это всё равно, что развернуть красную тряпку перед быком. Неважно, кто выступает в роли быка: Япония или Америка», — говорит экономист.
Банк Японии недавно подтвердил свою категоричную позицию по кредитно-денежной либерализации и даже потребовал от Китая ужесточить контроль над капиталом, чтобы сдержать отток капитала из страны и предотвратить обесценивание юаня.
Эван Лоренц из Grant’s Interest Rate Observer считает, что резкая девальвация юаня стала бы главной темой предвыборной кампании в США.
«Это была бы политическая катастрофа. В США проходит предвыборная кампания. Китай уже стал одной из главных тем выборов. Если китайские власти девальвируют юань на 10-15%, Дональд Трамп, кандидат от республиканцев, не прекратит говорить о Китае до самых выборов в ноябре. Это может обернуться торговыми санкциями в отношении Китая или другими проблемами», ― объясняет Лоренц.
Катастрофический сценарий
Что касается общего восстановления экономики Китая, то тут Эван Лоренц настроен ещё пессимистичнее: «Похоже, что инвестиционный пузырь Китая начал лопаться с плохими последствиями для Китая и остального мира».
По его словам, у Китая огромная проблема с долгами (долги составляют 240% от ВВП). Эту проблему невозможно решить без резкого замедления роста экономики. По плану китайских властей, рост экономики должен составлять 6,5-7%, но Лоренц считает, что это недостижимая цель.
«Я не знаю, составит ли рост 0%, 1%, 2% или даже −1%, но я ожидаю замедление роста», ― говорит он. Реальная проблема в том, что Китай захочет создать новый пузырь для борьбы с замедлением экономики.
«Если власти будут вливать деньги на решение проблемы и забудут о реформах, возможно, им удастся добиться кратковременного улучшения. Учитывая пугающий рост долгов в Китае, избыточные инвестиции в прошлом, отсутствие структурных реформ в таких местах, как Япония и еврозона, маловероятно, что это будет здоровое и долгосрочное улучшение. Последствия такой политики могут быть тяжёлыми», ― считает Чойлева.
«В прошлом Китай пытался преодолеть эти проблемы усилением кредитования. Это произошло во время смены власти в 2012 г., когда главой Китая стал Си Цзиньпин», ― отметил Лоренц.
Похоже, что в 2016 году Китай опять прибегает к этой политике. На конец февраля погашение долгов за счёт займов составило $1 триллион. Это новый рекорд.
Это плохо кончится, считает Чойлева: «У Китая нет в запасе десяти лет на раздувание пузырей и пинания банок по дороге. Учитывая теперешнее соотношение долгов и ВВП, у Китая осталось 1-2 года на неправильные действия, прежде чем пузыри лопнут. Положительный момент в том, что у страны ещё остались фонды, чтобы изменить ситуацию, если сейчас предпринять правильные действия».
Вопрос в том, будут ли эти действия предприняты.
Валентин Шмид
The Epoch Times, США