Разговоры о поголовном крахе сланцевиков США могут быть преждевременными. На ряде проектов в Техасе точка безубыточности находится ниже $30 за баррель. Чемпион по бюджетности – месторождение DeWitt, относящееся к крупной формации Eagle Ford. Там добыча одного барреля обходится всего в $22,52.
Если бы Техас был отдельным государством, он автоматически стал бы шестой крупнейшей нефтедобывающей страной во всем мире. Со штатом Одинокой звезды шутки плохи: Техас строит в буквальном смысле этого слова неприступную крепость – хранилище для своего физического золота. Как только бастион будет готов, в него перевезут драгметалл, который пока хранится в ФРБ Нью-Йорка. Это отличный пример целеустремленности Техаса, вознамерившегося пережить нефтяную катастрофу.
На нескольких крупных месторождениях штата добыча шла бы в ноль (но без убытков), даже если бы котировки сорта WTI упали от годового минимума еще на $4. Запасы нефти в США – на максимуме за последние 85 лет, что ясно показывает: сланцевики пока не сдаются.
Однако если взять за точку отправления образцово-показательный DeWitt, и отъехать от него всего на 200 миль на юго-запад, в Dimmit County, там можно будет увидеть удручающую картину. Местным нефтяникам нужно $58 за баррель для сохранения хотя бы символической прибыли. И это при том, что оба месторождения находятся в пределах одной формации – Eagle Ford.
Разброс по безубыточности американских нефтяников составляет десятки долларов. Именно по этому невозможно вывести некую среднюю цену, при которой крах будет грозить всей индустрии. Кроме Техаса, в США ещё шесть крупных нефтедобывающих штатов, и не во всех из них дела идут так хорошо. Что вполне логично, ведь бурить в заснеженной Аляске несколько труднее, чем в техасских прериях.
Две трети буровых установок в США законсервированы, идут массовые увольнения. По данным Haynes and Boone по состоянию на 6 января, 42 мелкие и средние компании подали заявки о банкротстве. Всё это в целом пока выглядит как трещины в фундаменте, а не рухнувшие стены. В январе добыча нефти в США составляла 9,2 млн баррелей в день, что всего на 5% ниже прошлогоднего максимума.
Техас остаётся чуть ли не единственным надёжным оплотом сланцевой индустрии США. В девяти нефтедобывающих районах штата стоимость добычи составляет $30 за баррель и ниже. Причём в этот территориальный список включаются 4 местных лидера по объёмам – DeWitt, Midland, Martin и Reeves, совокупная суточная добыча которых составляет 430 тыс. баррелей.
В разработке сланцевых месторождений есть свои секреты экономии. Добыча нетрадиционной нефти идёт в два этапа. Первый – горизонтальное бурение. Второй – пресловутый “фрэкинг”, или гидроразрыв пласта, критикуемый всемирно известным актёром Мэттом Дэймоном в фильме “Земля обетованная”. Кинокартину финансировали Объединённые Арабские Эмираты, добывающие исключительно традиционную нефть, но это уже совсем другая история.
Возвращаясь к теме: горизонтальное бурение стоит намного дороже фрэкинга. Сейчас в Соединённых Штатах есть свыше 4 тыс. готовых скважин – осталось только закачать в них сомнительную смесь из воды, песка и всей таблицы Менделеева, чтобы получить нефть. Себестоимость добычи на таких участках иногда опускается всего до $14 за баррель. Но это означает, что после истощения подобных месторождений придётся бурить новые горизонтальные скважины, и стоимость каждого барреля взлетит на десятки долларов. Котировки нефти пока к таким подвигам не готовы, и разрыв между ценой добычи и продажи может стать настоящей головной болью для сланцевой индустрии США.