Частичное снятие международных санкций в отношении Ирана не приведет к резким и скорым изменениям на мировых рынках энергоносителей
Об этом в беседе с 1news.az сказал директор Центра нефтяных исследований Азербайджана Ильхам Шабан.
По его словам, ажиотаж, связанный со снятием санкций в отношении ИРИ, как и ожидалось, отразился на мировых рынках. Наряду с падением котировок на энергоносители, снизились индексы на ведущих мировых биржах. В частности, цены на нефть сразу же опустились ниже отметки 28 долларов за баррель.
«Вместе с тем стоит признать, что на сегодня на рынках царит атмосфера волатильности, что связано с противоречивыми сообщениями, поступающими на биржи», – заметил директор Центра нефтяных исследований АР.
По его словам, на глобальных нефтяных рынках и без того спрос на нефть на два миллиона баррелей в сутки ниже предложения, что актуализирует проблему нахождения покупателей для излишков нефти.
«Нужно еще найти покупателей на иранскую нефть», – отметил И. Шабан, заметив, что вот уже второй год излишки нефти хранят на баржах в открытом море или в портах.
«Стоит признать, что на данном фоне на рынках появляется новый игрок, который имеет потенциал поставок дополнительных 500 тысяч баррелей нефти-сырца в сутки. При этом иранские чиновники обязуются увеличить данный объем через 6-7 месяцев до 1 млн. баррелей в сутки. Все это, конечно же, давит на рынки», – констатировал эксперт.
Касаясь реакции ОПЕК на увеличение поставок иранской нефти на мировые рынки, И.Шабан отметил, что еще в 2012 году, на фоне ужесточения санкций в отношении Исламской Республики, квоту Ирана в организации убрали с рынка и мировую бочку начала пополнять Саудовская Аравия.
«Теперь же квоту Ирана вернут. Учитывая негласную борьбу между Тегераном и Эр-Риядом, можно констатировать, что ожидаемое решение ОПЕК о снижении добычи нефти в Саудовской Аравии, скорее всего, будет принято на мартовской конференции ОПЕК», – отметил эксперт, оговорившись, что «одно дело, когда уменьшаешь добычу на бумаге, а другое дело – в реальности».
Кроме того, по словам И. Шабана, заявления иранских чиновников о быстром заполнении мирового рынка нефти слишком оптимистичны.
«Для увеличения объемов нефти, разработки новых месторождений, добычи в труднодоступных пластах нужны технологии, а значит, и инвестиции. Даже сами иранские чиновники признают, что для этого требуется ежегодно инвестировать в нефтегазовую отрасль $30 млрд. Однако зарубежные компании не будут инвестировать в страну, не имея четких гарантий», – подчеркнул эксперт, напомнив, что мировые компании однажды уже погорели на Иране – в период Исламской революции.
В то же время он привлек внимание к тому факту, что Тегеран предпочитает не подписывать с зарубежными компаниями «Соглашение о разделе продукции» (Production Sharing Agreement), и «придумал» на сей случай новый тип контракта, который получил название «Iranian Petroleum Contract», что не так привлекает иностранных инвесторов.
«Все это говорит о том, что в ближайшем будущем Тегеран вряд ли сможет наладить сотрудничество с компаниями-лидерами мировой нефтегазовой индустрии. Скорее всего, в первые годы на иранский рынок потянутся сервисные компании», – считает И. Шабан.
Комментируя возможность участия Государственной нефтяной компании Азербайджана (SOCAR) в каком-либо проекте в Иране, директор Центра нефтяных исследований АР отметил, что для участия в зарубежных upstream (разведка и добыча) проектах нужен свободный капитал, а его на данный момент у SOCAR нет.
Касаясь вопроса воздействия отмены санкций на ситуацию на мировых газовых рынках, эксперт отметил, что рынок «голубого топлива» серьезно отличается от нефтяного.
«Иран сможет воздействовать на газовые рынки, как минимум, в следующем десятилетии, то есть после 2020 года», – полагает эксперт.
В данной связи он акцентировал внимание на том факте, что цена на газ на европейском рынке ниже 200 долларов за тысячу кубометров. «Компаниям попросту пока не выгодно инвестировать в отрасль «голубого топлива», а, учитывая политический расклад сил в мире, выход Тегерана на европейский газовый рынок посредством трубопроводов – тема из разряда мистики», – добавил И. Шабан.
На его взгляд лучший вариант для Ирана – поставки сжиженного природного газа (LNG), хотя строительство предприятий по производству LNG также весьма затратный процесс.
Далее эксперт прокомментировал воздействие решения США и Европейского союза по международным санкциям в отношении ИРИ на Азербайджан.
«Снятие санкций с Ирана – безусловно, положительный момент для Азербайджана. Иметь экономически преуспевающего соседа – плюс для любого государства», – уверен И. Шабан.
По его словам, развитие Ирана – положительный фактор как для Азербайджана в целом, так и для рядовых азербайджанцев.
В данной связи он провел параллели с Грузией. Изменения в соседней стране привели к тому, что вопросы бюрократии во многих сферах свели до минимума, снизился уровень коррупции и стал развиваться туризм и сфера услуг, что повлияло на экономические отношения с Азербайджаном. Туда же потянулись на отдых граждане АР.
«Иранская экономика, с большим удельным весом частного капитала, очень чувствительна к изменениям. Уверен, что в скором времени иранские производители смогут вывести на региональные рынки конкурентоспособные товары», – отметил И. Шабан.
Он также напомнил о заявлении Тегерана по готовности заказать 114 самолетов типа Airbus.
«Это значит, что не за горами тот день, когда азербайджанцы смогут летать через Тегеран в ту же Европу так же, как это делают, пользуясь маршрутом через Тбилиси», – сказал в завершение И. Шабан.
Р. Абдуллаев