Уже более десяти лет нефтяное месторождение Кашаган — «белый кит» Казахстана. Это крупнейшее месторождение со времен открытия месторождения под Прудо Бэй на Аляске в 1968 году. Отличный шанс для Казахстана оказаться в высшей лиге стран-экспортеров нефти. Мало того, что Кашаган может позволить добывать столько нефти, сколько добывает вся Ливия, он может привлечь гораздо больше иностранных инвесторов, что позволило бы правительству в Астане решить большую часть проблем в экономике и отказаться от необходимых реформ в обозримом будущем.
Но есть причина, по которой Кашаган остается «белым китом», а не необходимым запасом для правительства, страдающего от падения цен на нефть. 2015 год подходит к концу, а Кашаган остается бездействующим. Проект уже опаздывает на 10 лет, а потрачено на него более $ 50 млрд вместо плановых $ 30 млрд.
После утечки трубопроводов в конце 2013 года затраты только увеличиваются, сообщает Financial Times — сейчас необходимо дополнительные $ 4 млрд для замены трубопровода.
И даже сейчас, находясь в бездействии, Кашаган остается «самым дорогим проектом по добычи нефти в мире». Он уже стал притчей во языцех в плане перерасхода средств и задержки, которые преследуют большие события на нефтяной и газовой промышленности», пишет FT.
Причиной задержки длительных работ, как и самой отсрочки, стало обледенение резервуара высокого давления. Как иронично отметил дипломат Паоло Сорбелло:
— Слово «Кашаган» может быть переведено как «недоступен» или «недостижим», что очень уместно для описания случившегося фиаско.
Тем не менее, правительство Казахстана не показывает никаких признаков отказа от проекта. По мнению американского журналиста, очень удивительно, что министр экономики страны Досаев заявил на этой неделе, что ожидает от Кашагана начала промышленной добычи нефти в декабре 2016 года. Но учитывая десятилетний простой, по мнению эксперта, мало оснований полагать, что у казахстанского правительства получится выполнить обещание министра экономики.
Еще более тревожным для правительства является тот факт, что цены на нефть продолжают падать. Кашаган может быть экономически жизнеспособным, если цены на нефть подрастут в три раза.
По мнению аналитиков, для безубыточной работы месторождения Кашаган цены на нефть должны быть значительно выше $ 100, пишет BNE IntelliNews
Инвестиционный банк Goldman Sachs считает, что Кашагану для получения прибыли цены на нефть должны быть в пределах $120 — $130 за баррель.
То есть, чтобы избежать работы в убыток, Казахстану необходимо не только следить за тем, чтобы не повторилось утечки, но и ждать, когда цены на нефть вырастут в три раза.
Все это объясняет, почему Кашаган стал «белым китом» Казахстана: всегда на виду, но всегда вне досягаемости. Независимо от того, на сколько лет отстает проект от графика, независимо от того, сколько десятков миллиардов долларов он стоит, месторождение продолжает быть заманчивым для чиновников в Астане.