США сняли эмбарго на закупку иранской нефти. Теперь Иран сможет выпустить на рынок еще 0,7–1 млн баррелей в сутки. Дополнительные объемы нефти при существующем ее переизбытке, а также возможный демпинг со стороны Ирана могут обвалить цены.
Президент США Барак Обама подписал меморандум, снимающий ограничения на закупки нефти из Ирана. Об этом 18 ноября сообщает пресс-служба американского Белого дома. Как отмечает Обама, его администрация больше не будет запрещать покупать иранскую нефть в соответствии с принятым ранее в Вене соглашением по ядерной программе Ирана.
Соглашение было достигнуто еще 14 июля текущего года. Иран пообещал Совету Безопасности ООН в обмен на снятие санкций Запада (в первую очередь касающихся ограничений по закупкам иранской нефти) отказаться от любых попыток обзавестись ядерным оружием. В случае нарушения договоренности санкции должны быть возобновлены в течение 65 дней. Однако о том, что Иран начал выполнять соглашение, стало известно только в начале ноября. В частности, ИРИ начала сокращать количество центрифуг по обогащению урана.
Нефтяные санкции в отношении Ирана начали действовать в 2012 году, тогда ИРИ прекратила продажу нефти США и Великобритании. С 2013 года иранская нефть перестала поступать и в остальные страны Евросоюза.
“Отмена ограничений на поставку нефти для Обамы — вопрос принципиальный”, — комментирует первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин.
Во-первых, американскому президенту, по словам политолога, нужно снять или хотя бы минимизировать риски, связанные с иранской ядерной программой. Во-вторых, продемонстрировать, что в отличие от республиканцев, решавших вопрос Ирака военным путем, Обама способен достигнуть результата переговорами и американские солдаты остаются дома.
“Кроме того, США сейчас балансируют между Ираном и Саудовской Аравией (СА), — отмечает Макаркин. — И учитывая, что в сирийском вопросе позиция Штатов, скорее, близка к позиции СА, Америке необходимо сделать аналогичный ход и в сторону Ирана”.
Политические решения могут иметь серьезные экономические последствия, причем для всего мира. Дело в том, что Иран уже давно предупреждает о том, что со снятием санкций резко нарастит производство и экспорт нефти, которой на мировом рынке и так переизбыток (около 1 млн баррелей в сутки).
До введения санкций Запада Иран добывал около 4,2 млн баррелей в сутки, направляя на экспорт 2,5 млн баррелей. После введения ограничений зарубежные поставки снизились до 1,1 млн баррелей в день, причем шла эта нефть в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Сейчас добыча Ирана составляет чуть менее 3 млн баррелей в день. Экспорт за последнее время несколько увеличился. По оценкам ведущего эксперта Союза нефтегазопромышленников России Рустама Танкаева, сейчас ИРИ ежесуточно поставляет за рубеж около 1,5 млн баррелей.
Ранее Иран заявлял, что после отмены ограничений его производство нефти в течение нескольких месяцев вырастет на 0,5 млн баррелей в сутки, а в течение года эти объемы увеличатся на 1 млн баррелей в день.
По оценке Рустама Танкаева, после снятия санкций экспорт Ирана в общей сложности вырастет с нынешних 1,5 млн баррелей в день до 2,2–2,5 млн баррелей, но эту цифру уже не превысит. “Однако это вряд ли произойдет в перспективе ближайших года-двух”, — полагает эксперт.
Все будет зависеть от темпов роста нефтедобычи и экономики Ирана. Танкаев указывает, что сейчас Иран мог бы нарастить производство за счет новых месторождений, расположенных ближе к границе Ирака. Однако для них нужны инвестиции, а при нынешних ценах на нефть инвесторов найти будет сложно.
“Иран также может достаточно быстро (от двух-трех месяцев до полугода) нарастить производство на традиционных промыслах, — рассказывает Танкаев. — Однако со снятием санкций начнет восстанавливаться и собственная экономика ИРИ, являющаяся весьма энергоемкой”. Таким образом, значительная часть нефти, полученной на традиционных месторождениях, по словам Танкаева, уйдет на обеспечение потребностей самого Ирана.
Аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук прогнозирует, что выход на мировой рынок дополнительных объемов иранской нефти окажет давление на цены, но вряд ли оно будет сильным, так как большая часть ожиданий по Ирану рынком уже отыграна.
“Однако амплитуда колебания нефтяных котировок будет зависеть опять-таки от темпов роста добычи Ирана (медленный рост может даже подтолкнуть цены вверх), но главное — от того, как Иран воспользуется уже накопленными запасами нефти (около 40 млн баррелей)”, — предупреждает аналитик.
Кстати, еще летом эксперты отрасли прогнозировали, что отмена санкций в отношении Ирана может опустить цену барреля до $45. На сегодняшний день котировки уже ниже этого уровня. В среду нефть не успела отыграть новость о решении Барака Обамы. Баррель североморской нефти Brent, к которой привязана цена российской Urals, к концу дня стоил $43,9.
Впрочем, нельзя упускать из виду тот факт, что Иран (наряду с Ираком и Саудовской Аравией) уже сейчас демпингует своей нефтью, сбивая цену в борьбе за доли рынка. Как рассказал Газете.Ru источник в нефтяной отрасли, упомянутые три страны заключили договоренность об изменении самой формулы цены на нефть.
“Насколько бы ни упала цена барреля, они все равно будут продавать дешевле”, — поясняет собеседник Газеты.Ru. По словам источника, ноябрьский дисконт СА составил $0,5 за баррель, Ирака — $0,35, Ирана — $0,3.
Gazeta.ru