Вашингтон предложил поддержать проект ТАР, по которому будут идти поставки газа из Азербайджана в Европу. Однако Афина ответила, что не намерена отказываться от “Турецкого потока”.
США предложили Греции отказаться от поддержки международного проекта «Турецкий поток». По мнению Вашингтона, это поможет Афинам повысить свою привлекательность для западных инвесторов и сократит зависимость ЕС от турецкого газа. Об этом в интервью The New York Times заявил спецпредставитель бюро энергетических ресурсов госдепартамента США Амос Хохштейн, который 8 мая провел встречу с главной Министерства производственной реформы, охраны окружающей среды и энергетики Панайотисом Лафазанисом.
По мнению Хохштейна, интересы Москвы никак не связаны с финансовыми потребностями Греции. По мнению дипломата, «Турецкий поток» «не является экономическим проектом» и имеет политическую подоплеку. Хохштейн рекомендовал Афинам активнее участвовать в проекте Трансадриатического газопровода (ТАР), по которому будут осуществлять поставки из Азербайджана в Европу. Афины уже согласовали, где будут проходить греческие участки газопровода, однако не договорились с Баку о финансовой составляющей сделки.
«Это прекрасный проект для Греции, потому что он создаст больше рабочих мест», — заявил Хохштейн. Он объяснил, что «Турецкий поток» только усилит зависимость Европы от российского газа. По его мнению, ТАР позволит диверсифицировать поставки и поможет Греции развивать собственные энергетические ресурсы.
Аналогичная позиция была высказана и в заявлении посольства США в Афинах. «Соединенные Штаты обеспокоены тем, что греческое участие в «Турецком потоке» негативно скажется на энергетической диверсификации, привлечет внимание антимонопольных органов ЕС и не станет долгосрочным решением для энергетических потребностей Греции», — говорится в заявлении дипмиссии.
Посольство также указало Афинам на привлекательность ТАР и газопровода IGB между Грецией и Болгарией. «Эти проекты повысят энергетическую безопасность Греции и ЕС, снизят зависимость Греции от одного поставщика газа, повысят конкуренцию и снизят цены для потребителей», — говорится в сообщении. По мнению Госдепа, TAP привлечет в Грецию €1,5 млрд в иностранных инвестициях, создаст 10 тыс. рабочих мест на время строительства и обеспечит доход в размере «многих миллионов евро» в течение 25 лет.
Тем не менее после встречи с Хохштейном Лафазанис заявил, что Афины не намерены отказываться от «Турецкого потока».
«Мы поддерживаем прокладку через нашу страну газопровода, который пойдет от греко-турецкой границы, потому что он принесет пользу греческому народу. Он положительно повлияет на уровень сотрудничества и энергетическую безопасность как в регионе, так и во всей Европе», — цитирует министра издание Proto Thema. Он подчеркнул, что Греция стремится стать энергетическим центром, а власти проводят в регионе многоуровневую и независимую политику.
Ранее Лафазанис уже рассказывал о том, что власти США оказывают на Грецию давление, пытаясь заставить ее отказаться от участия
в «Турецком потоке». В ходе пресс-конференции в Москве в конце марта глава Минэнерго отметил, что Афины намерены руководствоваться национальными интересами страны при проведении энергетической политики.
Мы считаем, что должны быть открыты все коридоры для России», — заявил Лафазанис, пояснив, что Греция не считает конкурентами «Турецкий поток» и Трансадриатический газопровод, так как один TAP не сможет покрыть все энергетические потребности Европы в природном газе.
Предположительно, поставка российского газа в Турцию по трубопроводу «Турецкий поток» начнется в декабре 2016 года. Договоренность об этом была достигнута в ходе состоявшейся сегодня в Анкаре рабочей встречи главы «Газпрома» Алексея Миллера с министром энергетики и природных ресурсов Турции Танером Йылдызом.
1 декабря 2014 года «Газпром» и турецкая компания Botas Petroleum Pipeline Corporation подписали меморандум о взаимопонимании по строительству газопровода по дну Черного моря. Он будет состоять из четырех ниток мощностью 63 млрд куб. м газа, из которых около 50 млрд куб. м будет поставляться на новый газовый хаб на турецко-греческой границе. В конце января 2015 года на встрече Миллера с главой турецкого Минэнерго был согласован маршрут газопровода.
«Турецкий поток» стал альтернативой проекту «Южный поток». В начале декабря 2014 года президент России Владимир Путин и глава «Газпрома» объявили, что газопроводный проект «Южный поток» закрыт из-за противодействия Евросоюза и вместо него планируется строительство газопровода в Турцию.
RBC









