Международное товарищество “Тенгизшевройл” (ТШО) перенесло сроки реализации и сократило инвестиции в реализацию Проекта будущего расширения (ПБР) и Проекта управления устьевым давлением (ПУУД) на месторождении Тенгиз. Окончание проектов теперь ожидается не в 2017-м, а в 2021 г.
“Тенгиз” вместе с близлежащим месторождением “Королевское” является крупнейшим углеводородным объектом на суше РК, в недрах которого залегает 26% всех извлекаемых запасов нефти страны. В свою очередь ТШО обеспечивает свыше 31% ежегодной добычи “черного золота” в Казахстане. Ведущая роль “Тенгизшевройла” в нефтяном производстве РК должна еще более возрасти после реализация ПБР и ПУУД, когда уровень добычи нефти достигнет 39 млн твг по сравнению с 26,7 млн тонн в 2014 г. Но высокая стоимость проектов — по последним оценкам $38 млрд — теперь удерживает ТШО от инвестиционных рисков.
Заместитель директора Проекта расширения ТШО Айдар Досбаев объяснил решение о его ревизии на региональной нефтегазовой технологической конференции OilTech Atyrau, состоявшейся 15 апреля. “Мировые цены на нефть значительно упали. Поэтому в ответ на сложившуюся ситуацию с ценами на нефть мы замедлили темпы работ по проекту и сократили объем затрат на 2015 г.”, — сказал представитель “Тенгизшевройла”.
Сейчас компания ищет способы дальнейшей минимизации затрат. Как сообщил “НиК” источник в Минэнерго Казахстана, ТШО рассматривает вариант закачки воды вместо газа для повышения пластового давления, что предполагает нынешняя технологическая схема ПБР и ПУУД. Замена газа на воду должна привести к увеличению объемов товарного метана (с проектных 5 млрд до 6,8 млрд куб. м в год) и получению дополнительных доходов от его продажи. Кроме того, снизятся затраты на компрессорное оборудование и в целом на технические сложности, которые ТШО постоянно испытывает, направляя газ в пласты.
Масштабы замены газа на воду пока не определены, так как процесс пересмотра ПБР и ПУУД еще не завершен. Однако, по словам источника в министерстве, вероятность замены очень велика. В том числе потому, что власти добились от ТШО обещания поставок 2 млрд куб. м в год для загрузки строящегося Атырауского газохимического комплекса, который принадлежит компании “КазМунай-Газ” (КМГ) и структурам, аффилированным с ней и влиятельными казахстанскими персонами.
Примечательно, что власти РК, в былые годы остро реагирующие на задержки развития Тенгизского проекта, в этот раз не выразили никакого неудовольствия. Очевидно, это связано с тем, что ТШО выполняет обязательства по увеличению казахстанского содержания в проекте. Так, в апреле КМГ и Nabors Drilling создали СП “КМГ Нейборс Дриллинг Интернэшнл Лтд” для выполнения буровых работ на “Тенгизе” в рамках текущей рабочей программы, а также реализации ПБР… Себестоимость добычи нефти на “Тенгизе” одна из самых низких в Казахстане и составляет около $25 за барр. (средний по стране уровень — $50). И если “Тенгизшевройл” пересматривает инвестиционную программу из-за недостаточно высоких мировых цен на нефть, то другим недропользователям еще сложнее реализовывать свои планы. Так, разработка супергигантского Кашаганского месторождения рентабельна только при мировой цене нефти около $100 за барр. Это значит, что по самому оптимистичному прогнозу Казахстан в обозримом будущем сможет разве что поддерживать текущий уровень добычи — 80,8 млн тонн в 2014 г.
Проекты — источники увеличения добычи ждут более благоприятных времен,- передает http://www.oilcapital.ru.