Как уже отмечал haqqin.az, Евросоюз в последнее время приступил к активному лоббированию проекта строительства Транскаспийского газопровода из Туркменистана в Азербайджан по дну Каспийского моря.
«Южный газовый коридор», включающий и Транскаспийский проект, остается приоритетом для Брюсселя. Таким образом, Транскаспий мог бы стать частью проекта Трансанатолийского трубопровода (TANAP), строительство которого сегодня реализуют Азербайджан и Турция.
Как сообщалось ранее, основная цель встречи заключалась в проведении обсуждений по привлечению туркменского газа к проекту TANAP, а по итогам встречи участники должны были подписать соответствующий меморандум. Как сообщают турецкие СМИ, после встречи министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз сказал, что по ее итогам был подписан меморандум о взаимопонимании, предусматривающий оценку природного газа Туркменистана. Но российское РИА Новости отмечает, что была подписана декларация о развитии сотрудничества в области энергетики.
Декларация или меморандум
Фактически принципиального значения не имеет. Главное – стороны пришли к единому мнению, что и зафиксировали в этом документе. Суть документа пока не раскрывается, хотя она анонсировалось уже довольно-таки давно.
Цель этой встречи изначально заключалась в официальном оформлении сотрудничества Азербайджана, Туркменистана и Турции в вопросе доставки прикаспийского газа в страны Евросоюза. Азербайджан и Туркменистан – это крупные источники природного газа, а ЕС как раз заинтересован в диверсификации именно источников, а не маршрутов, к чему стремится сегодня Россия, «голубого» топлива. Брюссель как раз-таки желает избавиться от засилья российского газа, который используется Москвой как инструмент для давления и шантажа.
Вопрос доставки азербайджанского газа в Европу уже решен, работы в этом направлении идут с опережением графика. Но вот с туркменским газом возникла проблема. Около 20 лет стоит этот вопрос на повестке, а до решения все еще далеко, Россия и Иран с упорством, достойным лучшего применения, препятствуют прокладке 300-километрового трубопровода под Каспием – Транскаспийского газопровода.
И вот принятая по итогам нынешней четырехсторонней встречи декларация, думается, и есть последняя попытка всех заинтересованных сторон добиться перелома в этом деле.
Почему же эти четыре страны проявляют такую заинтересованность? Сам Ашхабад больше других заинтересован в продаже своего газа в Европу, что ясно без всяких комментариев. Причину заинтересованности ЕС мы уже также отметили – диверсифицировать источник газа, то есть найти еще один дополнительный источник для гарантирования собственной безопасности, исключающий зависимость лишь от одного источника энергоресурсов.
Азербайджан имеет свои энергоресурсы и мог бы несколько безразлично относиться к реализации Транскаспийского газопровода. Некоторые даже поговаривают, что Баку воспринимает Транскаспий как конкурента для своего проекта. Но ему тоже нужна некоторая поддержка. Если к проекту небольшой страны с относительно небольшими запасами газа подключится другая, пусть тоже небольшая, но с огромными запасами газа, страна, это придаст больше уверенности в безопасности реализуемого проекта, который можно рассматривать как единое и общее дело двух стран. Турция же в любом случае будет лишь транзитной страной. Но если к азербайджанскому проекту удастся подключить еще и Транскаспий, это не только повысит роль ее как транзитера, но уже даст возможность создать крупный энергетический хаб на подступах к Европе. Причем на этот раз с согласия ЕС, который, наверное, будет этому препятствовать в случае с российским газом.
Статус Каспия уже не помешает Транскаспийскому газопроводу
Но в противовес интересам этой «четверки» «двойка» Москва-Тегеран противопоставляет надуманные экологические проблемы, которые могут ожидать Каспий в случае техногенных происшествий на подводном участке трубопровода. И пользуясь нерешенностью статуса Каспия, используют этот фактор для того, чтобы по возможности не допустить прокладки Транскаспия, который может служить серьезным препятствием для реализации проектов по поставкам в Европу иранского и российского газа. Правда, уже имеются заключения экспертов, подтверждающие безопасность подводного газопровода для окружающей среды. Конечно, усилий только Баку и Ашхабада не хватило бы для преодоления российско-иранского противостояния. Но присоединение к этой оси более мощных Турции и Евросоюза может изменить всю картину.
И не случайно участники сегодняшних переговоров высказались за продолжение системных переговоров в четырехстороннем формате в целях рассмотрения комплекса организационных, правовых, коммерческих, технических и других вопросов, связанных с поставками природного газа из Каспийского региона в Европу.
Стороны обменялись мнениями о возможностях создания корпорации по развитию этого направления сотрудничества. По их мнению, для обеспечения принципов равноправия и взаимной выгоды в совместной деятельности будет целесообразным установление соответствующих коммерческих рамок.