Может ли крупнейшая сделка десятилетия начать новую волну слияний и поглощений? Есть ли у СПГ будущее? Как будет реагировать ExxonMobil? И может ли, что еще более важно, мегасделка между Royal Dutch Shell и BG Group положить конец “медвежьему” рынку нефти?
Напомним, что 8 апреля Shell объявила, что покупает BG Group за феноменальную сумму в $70 млрд.
Это удивительный шаг, поскольку многие компании в последние годы отказывались от дорогостоящих проектов за пределами Северной Америки. Shell, например, находится в разгаре кампании по дивестированию на $15 млрд, избавляясь от нежелательных активов.
BG – крупный игрок на рынке природного газа и СПГ. Новые активы увеличиваются запасы нефти и газа Shell на 25%, а добычу – на 20%. Получается, что покупка BG превратит Shell в мирового СПГ-гиганта.
В Австралии расположен один из самых важных проектов BG – “Квинсленд Кертис СПГ” (Queensland Curtis LNG). Это первый в мире проект, где газ из угольных пластов сжижается и экспортируется.
Он будет состоять из двух заводов СПГ, мощность каждого из которых составляет 4,25 млн тонн в год.
После нескольких лет строительства первый завод был запущен в декабре 2014 г., но мощность будет увеличиваться постепенно.
Благодаря этому проекту Shell получает доступ на прибыльные рынки Японии и Китая.
В Восточной Африке также есть перспективные проекты. Планируется строительство экспортного терминала в Танзании, поскольку в стране есть большие запасы газа.
Месторождения разрабатываются BG совместно с компанией Ophir Energy. При этом BG является основным игроком в этом регионе. Планируется, что СПГ также будет поставляться в Азию.
Большая часть работы по проектам находится на начальной стадии, но Shell, видимо, видит хорошие перспективы в Танзании.
В США сделка позволит Shell забирать объемы BG с терминала Sabine Pass на побережье Мексиканского залива США, который скоро будет завершен.
При этом сделка с BG открывает для Shell несколько перспективных нефтяных месторождений в Бразилии. Общий объем запасов достигает 6 млрд баррелей нефтяного эквивалента, хотя добывать приходится на больших глубинах в Атлантическом океане в непростых условиях. Впрочем, к 2025 г. Бразилия может оказаться самой оправданной инвестицией в портфеле проектов BG-Shell.
Но самое важно – это то, что покупка значительно усиливает позиции Shell в Австралии. Компания уже участвует в нескольких проектах, в том числе в разработке северо-западного шельфа, на который приходится 40% от общего объема добычи нефти и газа в Австралии.
Кроме того, Shell уже строит одну из крупнейших плавающих платформ СПГ в мире. Проект “Прелюдия” (The Prelude) – это ультрасовременное судно, которое будет добывать газ в 200 км от побережья Австралии, сжижать его и загружать танкеры. Проект знаменует собой новую эру для СПГ, поскольку береговые сооружения для сжижения и трубопроводы оказываются ненужными.
И как только новые проекты BG будут завершены, а это случится в течение трех лет, Shell получит мощности по сжижению газа, которые в два раза будут превосходить мощности ExxonMobil.
Есть ли у СПГ будущее?
Сама по себе покупка Shell вызывает много вопросов, хотя ясно, что долгосрочной целью является рынок СПГ.
Но Shell купила BG c очень большой премией, и это заставляет инвесторов нервничать, так как рынок СПГ неуклонно снижается и шансов на восстановление пока не видно.
Спотовые цены в Азии сейчас в два раза ниже уровней, характерных для рынка два год назад. Цены упали ниже $8 за млн британских тепловых единиц с поставкой в апреле (падение на 59,8% в апреле 2014 г.) из-за более низкого спроса в Китае и потенциального возвращения Японии к АЭС.
И перспективы для рынка СПГ совсем не радужные. Объем поставок будет расти заметно быстрее предложения в ближайшие годы. Тем не менее в Shell считают, что тенденция к снижению выбросов углекислого газа сделает газ более востребованным в качестве источника энергии и он будет занимать ведущую роль на рынке в течение многих десятилетий.
Поскольку Shell теперь становится лидером рынка СПГ, каков будет следующий шаг ExxonMobil?
Последней крупной покупкой ExxonMobil была XTO energy, но на тот момент это было ставкой на сланцевый газ в самый разгар сланцевой революции. И Exxon в этом случае заметно переплатила.
Судя по всему, сейчас компания будет более осторожной. Например, ходят слухи о покупке Anadarko Petroleum, но эта сделка может стать повторением истории с XTO, поскольку компания в основном работает на сланцевом рынке. То же самое относится к другим компаниям, таким как Continental Resources, хотя ее Exxon может купить по выгодной цене.
Получается, что выбор не такой большой.
Ждать ли оживления рынка?
Крупные сделки часто предполагают, что крупные игроки пользуются возможностями, которые открывают рынок, находящийся на дне. Поэтому они стремятся купить как можно больше активов по низкой цене.
Сделка BG и Shell может означать, что компания видит перспективы возрождения рынка в ближайшие месяцы.
Последние данные показывают, что добыча нефти незначительно снижается в США, что подтверждает мнение о готовности цен на нефть к росту. Вполне возможно, крупные вложения Shell окупятся в течение следующего десятилетия.
Скоро компания станет крупнейшим игроком рынка СПГ на планете. Вне зависимости от того, сможет ли ExxonMobil составить конкуренцию, попытка состоится. И следующий шаг компании многое объяснит в стратегии.
Vestifinance.ru