Прошло три месяца с момента вступления Армении в возглавляемый Москвой Евразийский экономический союз, а армянским гражданам, желающим устроиться на работу в России, куда направляется большинство трудовых мигрантов региона, приходится не только искать работу, но также обходить юридические преграды, поставленные на пути мигрантов из Армении.
Один 47-летний житель деревни в Гехаркуникской области на востоке Армении, значительная часть населения которой работает за границей, сообщил EurasiaNet.org, что ему пришлось взять фамилию жены, продать ее драгоценности и принадлежавшую семье корову, а также занять денег у родственников, чтобы заплатить $3 тыс. «посредникам», которые обещали найти способ провезти его в Россию.
«У меня другого выхода не было, – сказал он. – У моего отца был сердечный приступ. Восемь членов нашей семьи зависели от меня. Я мог либо предпринять данный шаг, либо остаться в Армении и побираться».
Этой весной, когда трудовые мигранты обычно отправляются в Россию, являющуюся самым близким региональным экономическим партнером Армении, в схожей ситуации оказались десятки тысяч армянских семей. По оценке Всемирного банка, в 2010-2014 гг. денежные переводы от трудовых мигрантов, в основном мужчин, были эквивалентны примерно 21% ВВП Армении.
Но в соответствии с введенными 1 января ограничениями, мигранты из Армении и прочие лица, не имеющие долгосрочных виз, не могут оставаться в России более трех месяцев. После приезда в РФ они должны как минимум на три месяца уехать домой. Обвиненным в нарушении этих, а также принятых ранее, правил могут запретить въезд в Россию на срок до 10 лет.
По информации Государственной миграционной службы (ГМС) Армении, сейчас в этом черном списке состоят около 180 тыс. человек. По оценке директора ГМС Гагика Еганяна, в Армению вернулись 60 тыс. граждан.
«Они покинули территорию России. Они в основном живут в Армении и не могут вернуться, т.к. нарушили требования миграционного законодательства той страны», – сказал он.
По причине данных ограничений, а также экономического кризиса в России, значительно сократился объем денежных переводов в Армению. В январе 2015 года общая сумма переводов упала на 56% до $38,37 млн. по сравнению с тем же периодом прошлого года, сообщает Центробанк.
Тем не менее, даже риск того, что они, возможно, не смогут въехать в Россию или найти там достойную работу, не останавливает трудовых мигрантов из Армении. Размер средней заработной платы в республике находится на уровне 174450 драмов (около $370). Уровень безработицы, по официальным данным, составляет 6,6%, но некоторые экономисты считают, что реальная цифра намного выше, особенно в сельских районах, где сложно найти хорошо оплачиваемую работу.
«Скажите, если я останусь здесь, кто для нас что-нибудь сделает? – задал риторический вопрос вышеупомянутый житель деревни в Гехаркуникской области. – Никто».
Каждый день люди, которым был запрещен въезд в Россию, толпятся у штаб-квартиры ГМС в Ереване, чтобы заполнить направляемое российским властям прошение об уточнении причин запрета и постараться добиться исключения своего имени из черного списка. По оценке директора ГМС Гагика Еганяна, удовлетворяется примерно четверть прошений. Ответа на прошение иногда приходится ждать три месяца и более.
«Многие попали в черный список по непонятным причинам, – заявила Анжела Хлгатян, жительница села Личк, среднего размера населенного пункта у юго-западного берега озера Севан, также очень зависимого от денежных переводов из-за рубежа. – Некоторые вообще в Россию никогда не ездили, но тоже оказались в черном списке. Попадание в этот список означает [финансовый] крах для семьи. Потому что они не могут заниматься сельским хозяйством или еще чем-либо» в Армении.
Власти Армении и неправительственные организации пока не учредили программ по поддержке этих людей.
В интервью на государственном телевидении 2 февраля директор ГМС Гагик Еганян подчеркнул, что введенные Россией миграционные ограничения не направлены против Армении, а являются составной частью мер по сдерживанию нелегальной миграции. Он сказал, что возможность запрашивать информацию о причинах внесения в черный список и подавать прошения об исключении из него является «очень добрым» жестом.
Связаться с посольством России в Ереване для получения комментариев не удалось.
Некоторые из ожидающих ответа из Москвы на свои прошения одновременно предпринимают и другие шаги. Они меняют фамилии и обращаются к лицам, способным помочь им поехать в Россию.
Люди, решившие действовать таким образом, отказались обсудить с EurasiaNet.org подробности подобных схем, но упомянули, что не обходится без взяток.
«Круг так узок, что все друг друга знают, и даже сменив фамилию, ты начинаешь давать взятки [армянским чиновникам], – сказал один житель села Цаккар в Гехаркуникской области. – Они знают, зачем ты меняешь фамилию, знают, что ты собираешься делать. Все требуют свою долю».
Некоторые мигранты добавили, что можно также заплатить взятку в России за удаление имени из черного списка.
Пока по этому вопросу не проводилось никаких расследований.
В патриархальном обществе, если мужчина берет фамилию жены, это вызывает нарекания, но по причине миграционных ограничений подобная практика стала обычной. «Попробуйте найти кого-нибудь, кто не поменял фамилию!» – смеясь, заявил один сельский житель в Гехаркуникской области.
Цовинар Хачатрян, пресс-секретарь Министерства юстиции, где хранятся записи актов гражданского состояния, сказала, что слышала о смене гражданами фамилий для выезда в Россию, но добавила, что министерство не располагает информацией относительно того, «кто менял фамилии в последние месяцы».
В Гехаркуникской области глава администрации села Цаккар Гвидон Аветисян заявил, что слышал о практике смены фамилий для выезда в РФ, но не знает о других предпринимаемых шагах.
«Большая часть деревни живет на денежные переводы из России. Сейчас люди начали ездить в Казахстан, особенно те, кто оказался в черном списке, – сказал Аветисян. – Но сложно сказать, что и как они делают», чтобы попасть в Россию.
А пока, учитывая негативное влияние кризиса в России на экономическую ситуацию в Армении, людей мало что способно сдержать.
«Есть люди, готовые на все, чтобы уехать и найти работу», – сказал упоминавшийся выше житель Гехаркуникской области.
Марианна Григорян является независимым ереванским журналистом и главным редактором MediaLab.am. специально для EurasiaNet.org