Поступающий из Азербайджана газ станет единственным новым источником газа, который получат европейские потребители в ближайшем будущем. Все другие проекты, в том числе проекты, связанные с диверсификацией маршрутов, предусматривают диверсификацию не источников, а маршрутов. Наш источник новый и, если так можно сказать, появился недавно. С таким заявлением выступил Президент Азербайджана Ильхам Алиев 6 февраля на “круглом столе” по энергетической безопасности на тему “Стратегии диверсификации” в рамках 51-й Мюнхенской конференции по безопасности.
По его словам, Азербайджан играет свою роль в обеспечении энергетической безопасности региона, в котором расположен. “Сейчас – после подписания важного соглашения, связанного с Южным газовым коридором, – мы становимся для Европы значимым партнером. Мы уже добились диверсификации маршрутов поставок энергоносителей”, – сказал глава государства.
Азербайджан – страна, не имеющая выхода к открытому морю, отметил он.
“Поэтому, чтобы добиться основных инвестиций в области производства, нам были нужны маршруты транспортировки. И для этого в 1994 году, в самом начале нашей энергетической стратегии, мы сумели привлечь от международного консорциума в составе нефтяных компаний инвестиции для производства нефти и газа. Мы начали строить нефте- и газопроводы, которые впервые в истории соединили Каспийское море с Черным и Средиземным морями. Мы уже построили эти коридоры.
Десять лет назад, когда был сдан в эксплуатацию нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, мы уже сделали важный шаг в направлении обеспечения энергетической безопасности Европы. Сегодня поступающая из Азербайджана нефть составляет 30-40 процентов в энергетическом балансе некоторых европейских стран.
А теперь, как мы говорим, очередь дошла до природного газа. Большое месторождение “Шах-дениз” является для Азербайджана огромным запасом. Это одно из крупнейших газовых месторождений в мировом масштабе. С 1996 года мы вместе с BP и другими компаниями-партнерами трудились над разработкой этого месторождения. Мы уже добываем азербайджанский газ и обеспечили его выход на региональные рынки. Наши соседи – Грузия, Турция, Иран и Россия – получают азербайджанский газ.
В 2012 году, приняв важное решение, мы подписали с Турцией соглашение о Транс-Анатолийском газопроводе – TANAP. Это стало большим скачком в энергетической безопасности Европы. Так как без этого соглашения проект “Южного газового коридора” остался бы сегодня всего лишь хорошей идеей”, – заявил Ильхам Алиев.
По его словам, в 2013 году Транс-Адриатический трубопровод – ТАР был выбран в качестве основного маршрута поставок.
“20 сентября 2014 года в Баку состоялась церемония закладки фундамента “Южного газового коридора”. Сейчас все готово. И мы уже приступили к реализации основных энергетических и инфраструктурных проектов Европы. Вместе с разработкой месторождения “Шах-дениз”, строительством трубопровода инвестиционная стоимость этих проектов составит, как минимум, 45 миллиардов долларов.
Что сейчас нужно нам? Нам нужна эффективная координированная работа между всеми членами этой команды. В прежние времена у нас было региональное сотрудничество. Азербайджан, Турция и Грузия – только эти три страны добились реализации проектов нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, Южно-Кавказского газопровода и железной дороги, которая в скором времени будет сдана в эксплуатацию.
Сейчас, когда в нашей команде есть члены Европейского союза, нам, прежде всего, нужны координация и оперативность. Так как порой правила европейских организаций забирают много времени. Мы сталкиваемся с определенными вопросами, связанными с бюрократией, но мы не можем терять время. Так как этот проект нужен нам как производителю, транзитным странам и странам-потребителям.
В месторождении “Шах-дениз” имеется более 1 триллиона кубометров запасов газа. Вместе с другими месторождениями наши подтвержденные запасы газа составляют, как минимум, 2,5 триллиона кубометров. Это газовый проект, который будет продолжаться десятилетия, столетия. Этот проект в значительной мере изменит энергетическую карту Европы”, – заявил Президент Азербайджана.
По инициативе Азербайджана 12 февраля этого года в Баку состоится первое заседание Консультативного совета проекта “Южный газовый коридор”, сказал он.
“Мы пригласили высокопоставленных официальных лиц из всех стран, участвующих в проекте. Азербайджан, Грузия, Турция, Болгария, Греция, Албания, Италия. Таким образом, к этому моменту сформировалась команда в таком составе. Кроме того, на последующих этапах проекта мы привлечем наших партнеров из Балканских стран. Так как уже подписаны меморандумы о взаимопонимании с Хорватией и Монтенегро.
Таким образом, нам нужны координация и мощная поддержка европейских организаций, чтобы, по меньшей мере, не терять время на бюрократические процедуры. Я думаю, чтобы оградить этот проект от общих правил и процедур, забирающих порой много времени, должен быть применен специальный подход. При реализации первых проектов, в которых участвовали лишь Азербайджан, Турция и Грузия, у нас была оперативность.
В этом проекте также нам нужны оперативность и доверие того же уровня. Так как проекты TANAP, ТАР, “Шахдениз-2” – это большие инвестиции, и не только Азербайджан, но и BP, Турция являются здесь крупнейшими инвестиционными партнерами. Таким образом, мы должны возвратить эти инвестиции.
Говоря откровенно, в настоящее время цена одного барреля нефти чуть превышает 50 долларов, что затрудняет устойчивость этого проекта с коммерческой точки зрения. Но и этот проект должен быть осуществлен. Это, прежде всего, проект энергетической безопасности. К этому проекту нужно подходить как к проекту, служащему национальной безопасности вовлеченных в него стран. Таким образом, учитывая наши большие запасы газа, мы все еще можем привлечь к этой системе страны, которые не участвуют в проекте “Южного газового коридора”, но составляют большую часть проекта Nabucco. Например, раньше Болгария не была членом ТАР, но мы включили ее в нашу команду. Так как эта страна может быть связующим звеном между Грецией-Болгарией или Турцией-Болгарией.
Таким образом, договор с Болгарией уже подписан. А это означает, что один член команды Nabucco уже является членом ТАР. Через территории Румынии, Венгрии и Австрии мы можем провести этот проект еще дальше. Так как объемов азербайджанского газа будет достаточно. Вдобавок, возможен потенциал появления других источников газа из региона. В таком случае это станет проектом еще большего масштаба”, – заявил Ильхам Алиев.
“Хочу сказать, что мы находимся в верном направлении, работы идут по графику, строительство уже началось, трубы заказаны, подрядчики выбраны. Мы взяли обязательство реализовать проект TANAP, являющийся первой частью, до 2018 года, а проект ТАР – до 2020 года. Но нам нужны координация между всеми членами команды, еще больше поддержки и взаимного доверия”, – заявил Президент Ильхам Алиев.