На прошедшей неделе глава «КазМунайГаза» Сауат Мынбаев высказал мнение, что такой непростой и капиталоемкий проект как Кашаган (который при самом благоприятном стечении обстоятельств удастся запустить лишь через два года) станет окупаемым при цене на нефть порядка 100 долларов за баррель. Сейчас цена почти в два раза меньше.
Однако представляется, что и при котировках в 100 долларов рентабельность проекта может оказаться отрицательной. Напомним, что в ноябре 2012 года CNN Money признало Кашаган самым дорогим месторождением в мире.
Безусловно, себестоимость кашаганской нефти сегодня оценить сложно: конкретные сведения трудно обнаружить даже по действующим месторождениям. По данным вице-министра энергетики Узакбая Карабалина, средняя себестоимость барреля добываемой в Казахстане нефти, составляет около 50 долларов. Кашаганская же нефть будет обходиться значительно (не менее чем раза в два) дороже. Это не сухопутное, а морское месторождение. Но и это еще не все.
Необходимо учитывать и издержки, «утяжеляющие» каждый добытый на месторождении баррель. Сюда входят не только затраты (порядка 2 млрд долларов) на замену «прохудившихся» под воздействием сульфидных соединений трубопроводов, но и возросший в 8 раз по сравнению с начальными годами бюджет на освоение месторождения. Сегодня он оценивается в 139 млрд. долларов.
С такими затратами Каспийский шельф вряд ли принесет Казахстану те бонусы, на которые власти страны весьма оптимистично рассчитывали много лет назад, раскручивая Кашаганский проект.
Поэтому имеет смысл говорить не о рентабельности проекта, а сроках возмещения консорциумом, работающим по Соглашению о разделе продукции, понесенных им расходов. При текущем уровне цен на нефть стране десятилетиями (за пределами 2041 года – формального срока контракта) придется получать не прибыль, а расплачиваться с иностранными компаниями.
Oilnews.kz