Многие наши чиновники и депутаты в один голос утверждали, что спад цен на нефть не страшен для Азербайджана, мол, слишком у нас большой запас средств, которых хватит не только на этот год, но и на следующий. Haqqin.az еще тогда предупреждал, что в этих словах если и есть правда, то только частично. То есть, все их утверждения касались лишь бюджета и текущих проблем, в том числе и социальных. Но ведь есть и более долгосрочные планы страны, есть Нефтяной фонд, который не только спонсирует половину госбюджета, но и массу других проектов, в том числе и социальных.
Да, мы не раз предупреждали, что обвал цен на нефть нанесет сильный удар по Нефтяному фонду и нельзя так бесшабашно его разбазаривать. И как бы ни старались власти скрыть от общественности эти перспективы, но это им не удается. Наступил новый год, а правительство до сих пор не утвердило бюджет Государственного нефтяного фонда (ГНФАР) на уже начавшийся год.
Хотя, как пишет агентство Turan, обычно эта ежегодная процедура приходилась на последний месяц предыдущего года. Но если Нефтяной фонд, грубо говоря, играет роль второй половины нашего бюджета, то выходит, что одна половина бюджета у нас утверждена, а другая – нет. Так продолжаться долго не может, скоро фонду придется осуществлять текущие расчеты, а бюджета нет.
Действительно, ГНФАР имеет слишком важное значение для экономики Азербайджана. Он должен обеспечить 53,5% доходной части госбюджета на 2015 год, или около 11 млрд. манатов. За счет средств фонда правительство Азербайджан планирует финансировать свою долю в “Южном газовом коридоре” и других важных нефтегазовых проектах. А их немало, и суммарная стоимость их составляет не один миллиард манатов. Это финансирование строительства плавучей буровой установки SOCAR, НПЗ SOCAR в Турции, газохимического комплекса в Гарадаге и других проектов.
Понятное дело, все эти проекты должны быть задействованы, и бюджет фонда будет утвержден. Но сегодня правительство не готово к утверждению этого важного документа. Это и понятно, ибо не только Азербайджан, но и все нефтедобывающие страны сегодня испытывают затруднения с бюджетом. Цены на нефть в бюджеты разных стран заложены, можно сказать, с потолка, а вернее, по текущим на нее ценам в момент утверждения бюджета. Руководители этих стран открыто заявляют, что у них готовы расчеты бюджетов, которые могут быть пересмотрены с учетом разных вариантов развития событий. Ведь цены на нефть продолжают падать, прогнозы противоречат друг другу. Причем в Азербайджане это все происходит на фоне продолжающегося снижения экспортных объемов нефти.
И нетрудно понять, что в такой ситуации руководство страны должно уточнить все детали, прежде чем утвердить бюджет ГНФАР. Ведь при сохранении нынешних низких цен в течение долгого времени поступления в ГНФАР могут быть сведены на нет. А расходы, хоть и не утверждены еще, но уже известны. И одной из важных проблем правительства сегодня, думается, является именно поиск путей для их максимально возможного сокращения.
В случае с Нефтяным фондом осуществить такие расчеты совсем непросто. Если, скажем, Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) уже рассчитала свои потери и выяснила, что при сохранении цен на нефть в 2015 году на уровне 60 долларов за баррель потери компании могут составить около 400 млн. манатов, то с ГНФАР все обстоит гораздо сложнее. При такой цене на нефть и заложенной в бюджет цене в 90 долларов за баррель фонд потеряет все доходы от продажи нефти, которые составляли основу его доходов.
А как же быть? Нефтяной фонд, действительно, столкнулся с патовой ситуацией. Помнится, как в конце года исполнительный директор ГНФАР Шахмар Мовсумов заявил, что для обеспечения устойчивости собственного развития на последующие годы разрабатываются механизмы по уменьшению расходов. В связи с этим фонд разрабатывает различные сценарии поступлений и динамики активов фонда. Но это заявление лишь предусматривает определенные сокращения расходной части бюджета ГНФАР. Основные же расходы, в том числе и многомиллиардный трансферт в госбюджет страны, не в компетенции фонда, решения по ним должны приниматься на самом высоком уровне.
Обратите внимание, по данным ГНФАР, в 2013 году доходы фонда составили 13,6 млрд. манатов при расходах 12,3 млрд. манатов, в 2014 году его доходная часть прогнозируется на уровне 11,6 млрд. манатов, а расходная – 10,6 млрд. манатов. То есть, каждый год доходы фонда превосходили его расходы. В этом же году предстоят еще большие расходы при почти полном отсутствии доходов. Как из ничего сделать миллиарды, или наоборот, как миллиарды свести к минимуму – вот какую задачу предстоит решить правительству.