Отменившийся “Южный поток” и пришедший ему на смену российско-турецкий проект трубопровода в Европу если не перекроили энергетическую карту континента, но серьезно претендуют на это.
Конечно, во многом это обусловлено проблемами во взаимоотношениях ЕС и России, конфликтом в Украине и сильным желанием европейцев покончить с зависимостью от русских. Диверсификация поставок – актуальная и чувствительная тема как для ЕС, так и для потенциальных поставщиков – а в их числе и Азербайджан, и страны Центральной Азии, и Израиль, и даже, возможно, Иран.
Разумеется, с появлением на арене идеи “Турецкого потока” ситуация серьезно изменилась: ввиду того, что и российский, и азербайджанский (Южный газовый коридор) проекты пойдут по территории одной страны, СМИ – а равно и некоторые эксперты – заговорили о том, что между РФ и Азербайджаном начнется противостояние за европейских потребителей.
Турецкие чиновники, в том числе и министр иностранных дел этой страны поспешили опровергнуть подобные предположения, напомнив, что проект Южного газового коридора – по-прежнему приоритет.
Тем не менее, подобные соображения продолжают высказываться – поводом для них стал, например, тот факт, что оба трубопровода будут выходить в ЕС через Грецию.
И вот, как сообщает турецкая газета Sabah, сомнения и домыслы вызвался развеять уже министр энергетики и природных ресурсов Турции Танер Йылдыз.
“Некоторые СМИ часто пишут о том, что “Турецкий поток” – конкурент TANAP. “Турецкий поток” и TANAP – это разные проекты, и они не конкурируют”, – сказал он.\
Йылдыз также добавил, что этот проект является наглядным примером высокого уровня отношений между Азербайджаном и Турцией, а для его реализации нет никаких препятствий.
Для того, чтобы понять, что российский газ не будет конкурировать с азербайджанским, достаточно взглянуть на реализацию этих проектов. Если говорить о “Турецком потоке”, то по большому счету, мы не знаем об этой мегатрубе ничего, кроме ее названия и предполагаемых объемов поставок (63 млрд. кубометров газа в год).
Представители РФ и Турции намерены встретиться в декабре для обсуждения вопроса строительства нового газопровода, и в настоящее время стороны анализируют различные варианты его маршрута. То есть сейчас неясно даже, где будут лежать трубы, по которым этот самый поток пойдет.
Что касается Южного газового коридора, то он рассчитан под реальные объемы газа из Азербайджана и его экономическая целесообразность уже давно просчитана. Кроме того, все объемы азербайджанского газа уже законтрактованы и распределены между покупателями в Европе. В Турцию газ попадет уже в 2018 году, а после завершения строительства Трансадриатического газопровода (ТАР) газ поступит в Европу приблизительно в начале 2020 года.
Азербайджанский газ уже куплен. Маршруты уже положены, контракты заключены, потребители ждут. Южный газовый коридор уже прошел через все, что придется преодолеть России с ее “Турецким потоком”.
Day.az