Международное энергетическое агентство (МЭА) увидело первые признаки стабилизации на рынке нефти. Агентство впервые понизило оценку роста нефтяных поставок из стран, не входящих в ОПЕК, в 2015 году. Замедление поставок не из ОПЕК приведет к некоторой «ребалансировке» рынка во втором полугодии, и цены могут повыситься
Причиной затяжного падения нефтяных цен эксперты МЭА называют макроэкономические трудности по всему миру, которые не позволяют странам активно наращивать потребление нефти, в то время как предложение на рынке продолжает расти.
Хотя признаки дисбаланса между спросом и предложением наблюдались уже давно, «мало кто ожидал столь внезапного обвала цен», пишет МЭА в январском отчете.
Эксперты считают, что падение цен носит системный характер: «Очевидно, что рынок переживает исторические изменения». ОПЕК, прежде направлявший цены через управление объемами поставок, в ноябре 2014 года положился на невидимую руку рынка и отказался сокращать нефтедобычу. В четвертом квартале 2014 года мировое предложение нефти продолжало расти опережающими темпами. Если спрос за этот период вырос на 0,39% относительно предыдущего квартала и на 0,62% в годовом исчислении, то предложение увеличилось на 0,6 и 2,6% соответственно, следует из данных МЭА. Но в 2015 году дисбаланс может немного выправиться.
Агентство сократило свой прогноз по росту поставок нефти не из ОПЕК на 350 тыс. барр. в сутки – это первое сокращение с июля, когда МЭА начало публиковать прогноз на 2015 год, отмечает Bloomberg. В том числе сокращен прогноз роста североамериканской добычи, но очень незначительно – на 95 тыс. барр. в сутки для Канады и на 80 тыс. для США. В результате МЭА ожидает некоторой «ребалансировки» мирового рынка во второй половине года, что может немного восстановить цены.
Об этом можно было бы говорить с большей уверенностью, если бы не спрос, остающийся слабым, несмотря на стимул в виде низких цен. МЭА сохранило прогноз роста мирового спроса на нефть в 2015 году на уровне 0,9 млн барр. в сутки.
«За несколькими исключениями, вроде США, низкие цены пока не стимулируют спрос. Дело в том, что обычные преимущества низких цен – рост располагаемых доходов домохозяйств и снижение производственных затрат – нивелируются сложными экономическими условиями», – отмечает МЭА. На каком уровне цены на нефть достигнут дна, остается только гадать, признается агентство, но «распродажа начинает сказываться». «Восстановление цен – при условии отсутствия крупных перебоев – не выглядит неизбежным, но признаков того, что рынок развернется, становится все больше», – говорится в докладе.
Но, хотя нефтепроизводители могут увидеть «свет в конце тоннеля» до конца 2015 года, «ближайшие несколько лет все равно будут судьбоносными для рынка и отрасли»: возможно, что им придется заново открывать себя в свете исторических изменений – новой позиции ОПЕК, быстрого и гибкого роста сланцевой добычи в США и постепенного сокращения доли нефти в глобальном энергетическом балансе.
RBC