C 2010 г. в США появились около 20 тыс. новых сланцевых скважин, что в десять раз больше, чем в Саудовской Аравии. Сланцевые компании уже знают, где находятся крупные залежи углеводорода, и готовы быстро начинать бурение. Этот бизнес все больше похож на производство напитков: как только мир ощущает жажду, открывается новый завод прохладительных напитков.
В официальном уставе ОПЕК говорится, что основная цель организации “стабилизация нефтяных цен на международном рынке”. Но пока группе стран экспортеров нефти не удается этого достигнуть. В июне баррель нефти стоил $115, после чего началось снижение; сегодня “черное золото” колеблется в районе $70.
Падение почти на 40% произошло отчасти из-за застоя мировой экономики, которой необходимо меньше нефти, чем рынок ожидал и отчасти из-за самой ОПЕК, которая производит больше, чем рынок ожидал.
Однако основными виновниками кризисной ситуации являются нефтяники Северной Дакоты и Техаса. Последние четыре года (пока цена держалась на уровне $110) они ускоряли добычу нефти из пластов глиняных сланцев. Их сумасшедшие темпы бурения – с 2010 г. появилось около 20 тыс. новых скважин, что в десять раз больше, чем в Саудовской Аравии – увеличили производство нефти в США на треть, до 9 млн баррелей в день. Это всего на 1 млн меньше, чем добывается в Саудовской Аравии.
Соперничество между сланцевыми нефтяниками и шейхами привело к тому, что нехватка нефти превратилась в переизбыток.
Между тем более дешевая нефть должна стать уколом адреналина для мировой экономики. Снижение на $40 позволит перевести примерно $1,3 трлн от производителей “черного золота” в карман потребителей. Средний американский автолюбитель, который потратил $3000 на бензин в 2013 г., в этом году сможет сэкономить $800 (эквивалент повышения зарплаты на 2%).
Крупные импортеры, такие как страны еврозоны, Индия, Япония и Турция, очень довольны обвалу цен. В связи с тем, что сэкономленные деньги будут потрачены, а не переведены в суверенные фонды, глобальный ВВП должен резко увеличиться.
Снижающиеся цены на нефть уменьшат и без того низкую инфляцию, что в свою очередь заставит центральные банки смягчить монетарную политику.
ФРС придётся отложить повышение процентной ставки на более поздний срок, а ЕЦБ будет активнее бороться с дефляцией с помощью покупки государственных облигаций, прогнозирует британский журнал The Economist.
Будут, конечно, и проигравшие. Страны-экспортеры нефти, чей бюджет сильно зависит от высоких цен на нефть, оказались в самом тяжелом положении. В их число входит Россия (девальвация рубля), Нигерия (повышение процентной ставки и девальвация национальной валюты) и Венесуэла (угроза дефолта по долговым обязательствам).
Однако в целом экономический эффект дешевеющей нефти больше положительный, чем отрицательный.
Как долго цены на нефть останутся низкими? Несколько членов ОПЕК лоббируют снижение добычи. Однако Саудовская Аравия, которая хорошо помнит скачок цен в 1970-х г., что позволило её увеличить инвестиции в новые месторождения, придерживается иной стратегии: не мешать падению цен, так как это приведет к банкротству производителей с высокой себестоимостью нефти и появлению дефицита “черного золота” на рынке.
Саудовский план, похоже, начинает приносить первые плоды. Акции компаний, которые занимаются добычей сланцевой нефти, резко пошли вниз. Многие из них имеют значительные долги, а снижающиеся цены делает производство сланцевой нефти убыточным. Череда банкротств, предсказывают эксперты, при нынешнем положении дел на рынке уже не за горами.
Потрясение для сектора, без сомнения, будет болезненным. Однако в долгосрочной перспективе мало кто сомневается в успехе сланцевой индустрии. Несмотря на то, что гидравлический разрыв пласта довольно новая, сложная и дорогостоящая технология, ученые многих стран активно работают над повышением её эффективности и снижением себестоимости. Так исследовательская фирма IHS смогла уменьшить стоимость нефти добываемой на типичном сланцевом проекте с $70 за баррель до $57.
Но самое главное, объем инвестиций для производства сланцевой нефти необходимо на порядок меньше, чем для добычи на традиционных нефтяных месторождениях. Так, недавно американская Exxon Mobil и российская “Роснефть” потратили два месяца и $700 млн лишь на разведку месторождения в Карском море. Хотя компании нашли нефть, на её разработку и добычу потребуются годы и миллиарды долларов.
На контрасте для установки сланцевой скважины необходимо всего неделя и примерно $1,5 млн. Сланцевые компании уже знают, где находятся крупные залежи углеводорода, и готовы быстро начинать бурение. Этот бизнес все больше похож на производство напитков: как только мир ощущает жажду, открывается новый завод прохладительных напитков.
Изменилась и нефтяная экономика. Рынок все еще очень чувствителен к политическим потрясениям: война на Ближнем Востоке или ухудшение отношений между Россией и Западом могут взвинтить цены на нефть. При отсутствии подобных геополитических катаклизмов цена на нефть должна быть менее уязвима шоку и манипуляциям.
Несмотря на то, что 3 млн баррелей в день, производимые американскими сланцевыми компаниями, небольшая часть от производимых в мире 90 млн баррелей, сланцевая нефть США становится серьезным конкурентом Саудовской Аравии.
Нефть и финансы, как известно из прошлого опыта, два сектора экономики, которые способны столкнуть мир в рецессию. По крайней мере, один из них в ближайшем будущем будет более стабильный и предсказуемый.
Вестифинанс.ру