Накануне в Азербайджане побывал президент ОАО “НК “Роснефть” Игорь Сечин. Глава российского нефтегазового гиганта прилетел в Баку на переговоры с руководителем Госнефтекомпании Азербайджана (SOCAR) Ровнагом Абдуллаевым, темой которых стали совместные проекты в сфере добычи и переработки нефти в России и Азербайджане.
Также состоялась трехсторонняя встреча с участием президента Азербайджана Ильхама Алиева, давшего самую высокую оценку текущего уровня взаимовыгодного сотрудничества между двумя компаниями и выразившего надежду на дальнейшую интенсификацию их усилий по развитию взаимовыгодных отношений.
Как известно, в мае этого года между “Роснефтью” и SOCAR было подписано соглашение о создании совместного предприятия по разведке и добыче нефти и газа в Азербайджане, России и третьих странах. СП будет создано на паритетной основе с внесением в уставный капитал акций/долей участия в добывающих активах.
Нефтяные аналитики Ровшан Ибрагимов и Ильхам Шабан рассказали “Вестнику Кавказа” о тех проектах, которые могли обсуждать Сечин и Абдуллаев за закрытыми дверями в Баку. Так, по словам Ибрагимова, в течение года с лишним, прошедшего с визита президента России Владимира Путина в Азербайджан определилась стратегическая схема взаимодействия “Роснефти” и SOCAR.
“В области взаимных интересов двух компаний, в первую очередь, входит деятельность SOCAR в России, впервые в своей истории начавшей заниматься разведкой углеводородов за пределами Азербайджана. Разумеется, если не произойдет какой-либо неудачи с поиском нефти на российской территории, компания займется и добычей углеводородов в РФ. Кроме того, полагаю, возможно и такое неожиданное развитие событий, как участие Азербайджана в российских нефтяных сделках с Китаем и Ираном”, – заметил Ибрагимов.
“Не стоит забывать о том, что не так давно Россия заключила долгосрочный договор с Китаем по продаже нефти. Почти одновременно с этим было объявлено о долговременном проекте по приобретению иранской нефти со стороны РФ. Каким образом Россия, не имеющая необходимых нефтехранилищ и транспортных возможностей для импорта иранской нефти в заявленных объемах, намерена реализовать этот проект? Есть ожидание, что нефть будет поступать из Ирана в Россию как возмещение тех объемов, которые Россия договорилась поставлять в Китай. Очень вероятно, что для этого будет использована азербайджанская трубопроводная система”, – предположил он.
Также, считает Ровшан Ибрагимов, “Роснефть” будет заинтересована экспортировать свою нефть через территорию Азербайджана – но это, как говорится, один из возможных вариантов сотрудничества, если брать деятельность России в стратегическом плане”.
Глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, в свою очередь, обратил внимание на степень секретности прошедших накануне переговоров: “Никакой открытой информации об этом не было, фактически, в прессу попало только короткое официальное сообщение об обсуждении совместных проектов “Роснефти” и SOCAR”. Тем не менее, по его мнению, одна небольшая деталь позволяет судить о важности этой встречи.
“На встрече с президентом Азербайджана Игорь Сечин вынул из своего рабочего портфеля очень большую папку. Это дает возможность рассуждать о том, что в этот раз глава “Роснефти” приехал в Баку с определенной заготовкой вполне конкретных предложений, представив главе Азербайджана российские проекты по деятельности двух компаний в рамках совместного предприятия”, – пояснил он, подчеркнув, что “Роснефть” заинтересована в сотрудничестве с SOCAR по нескольким причинам.
“В частности, у “Роснефти” сейчас на руках очень много лицензий на шельфе, с реализацией которых возникли трудности из-за западных санкций на поставки в Россию высокотехнологического оборудования, необходимого для этого. SOCAR, между тем, способна самостоятельно выполнять широкий набор работ на шельфе, в том числе наклонное и горизонтальное бурение, применяя освоенные западные технологии. То же самое можно сказать о буровой установке SOCAR, которая легко может быть использована в российском секторе Каспия”, – рассказал Шабан.
Также, по его оценке, Госнефтекомпания Азербайджана может отдать некоторые проекты российским партнерам в рамках совместного предприятия. “Существует целый ряд проектов, которые SOCAR может выставить на разработку. Вполне ожидаемо с учетом того, что, как стало известно недавно, “Газпром” и “Роснефть” получили еще три лицензии на работы на шельфе (всего у них сейчас 113 лицензий). В третьих странах, в том же Вьетнаме, к примеру – стоит ожидать совместной разработки месторождений, об этом, кстати, говорили представители вьетнамского руководства во время визита в страну президента Ильхама Алиева”, – изложил свои соображения эксперт, выразив уверенность в том, что точный план взаимодействия нефтегазовых компаний России и Азербайджана станет известен до конца текущего года.