«Нефть не хотят покупать в прежних объемах, поэтому цена снизилась. Спусковым крючком стали новости о низкой инфляции в Еврозоне, где она стала крутиться вокруг нуля, и в Китае около 1%. Цены на товары падают везде, даже в Индии, и все опасаются одного — замедления роста мировой экономики. Будет депрессия — будет низкий спрос на нефть», — рассказал вице-министр финансов Руслан Даленов.
По его словам, сейчас идет переоценка цены в новых реалиях, когда снижается спрос и появляются новые предложения сланцевой нефти. «Финансовые аналитики говорят, что технически, нефть может падать до $75. Это технически. На практике как будет, никто сказать не сможет — в любой момент цена может резко вырасти или мгновенно упасть надолго. Очень много факторов. Будут хорошие новости от статистики в крупных экономиках — цена будет расти. Последуют ли худшие варианты — не знаю, но считаю, что к ним надо быть готовым всегда», — продолжил он.
Руслан Даленов считает, что мировые цены на нефть являются ключевым фактором, определяющим финансово-экономическое состояние РК. «Все действия — индустриальная программа, «вынос» нефтяных денег из бюджета и т.п. — призваны разнообразить экономику, снизить нефтяные риски. Но нефть остается важным элементом. Она генерирует валютную выручку, заказы промышленным предприятиям, опосредованно двигает финансовый сектор — взаимосвязей масса. Но это не значит, что упади цена и всё бездумно остановится. У нас сильные институты (Национальный фонд и т.п.), широкий ненефтяной сектор и большой опыт бытия при маленьких ценах», — пояснил он.
Вице-министр финансов прокомментировал готовность Казахстана к падению цены на нефть до $60 за баррель: «К падениям нефтяных цен Казахстан подготавливается еще с 2001 года, для чего был создан Национальный фонд, с тех пор трижды глубоко падали цены, но бюджет всегда выполнял социальные обязательства и даже, наоборот, в ответ на вызовы наращивал расходы на зарплату и антикризисные программы. Реализован простой древний принцип — в тучные годы делай запасы. Конечно, всё будет зависеть от глубины и продолжительности падения цен и развития мировой экономики. Мне кажется, до $60 и ниже цена может рухнуть в случае развития глубокого мирового финансового кризиса, и тогда нужно будет решать уже комплекс задач.
Также Руслан Даленов высказал мнение о теории заговоров. «Я в них не верю, но они интересные. Кто-то скажет, что это некий эрзац каких-то политических санкций, кто-то считает, что нефтяные страны роняют нефть, чтобы погубить конкурирующую добычу сланца в Америке, другие думают, что замедляющийся Китай пытается ускорить рост через дешевую нефть. Версий много, одна противоречит другой. Нельзя просто так взять и изменить направление цены. Фундаментом нынешних цен является, то, что в Европе рост не возобновился, США не набрали скорость, а Китай вдруг начал замедляться», — поделился он.
Собеседник напомнил, что с 2011 по первое полугодие 2014 года все биржевые индексы цвели буйным цветом. Спокойные годы роста закончились, и рынок нефти корректируется под новые реалии.
Как вы считаете, может ли отразиться текущая ситуация на реализации госпрограмм?
«Я бы не сказал, что текущие цены — на вершине разочарования. Колебания вокруг $80-90 за баррель — умеренно хорошая цена. Год закончится через 2 месяца, всё основное уже профинансировано. Традиционно что-то может не осваиваться по процедурным причинам, здесь тактические корректировки возможны. Почти все нефтяные налоги зачисляются не в бюджет, а в Нацфонд. А оттуда мы получаем в бюджет относительно скромный трансферт не зависимо от цены нефти. Образно говоря, бюджет придерживается здоровой диеты. Конечно, это не стопроцентная гарантия. Дальнейшее развитие ситуации будет зависеть от экономики в целом», — добавил он.
OilNews.kz