Сербия на самом деле – это Россия в миниатюре. Между ними больше общего, чем просто тот факт, что эти страны населены славянами и исповедуют православие.
Большинство сербов и большинство русских испытывают чувство падения с высоты, ухода с позиций, на которые, по их собственному мнению, у них есть право. Их объединяет ощущение обиды от распада Югославии и Советского Союза, которое усугубляют многочисленные сербские и русские меньшинства, проживающие за пределами родных стран.
Сербы воспринимали Югославию как своего рода большую Сербию, и так думали не только они – в итоге именно это стало одной из причин, почему словенцы и хорваты не захотели остаться в общем государстве.
Советский Союз был – и это неоспоримо – российской империей. И этой идее, что парадоксально, служили и лидеры из других народов, в какой-то момент вставшие во главе СССР. Сталин – лучший тому пример.
Оба народа объединяет ощущение разочарования от собственного поражения, а также минимальная способность провести самоанализ и признать собственную вину в этом провале. Оба народа объединяет сильный национализм, который поддерживает православная церковь, прислуживающая власти и паразитирующая на национальных мифах и ощущении собственной исключительности.
Это просто комплекс накопленных разочарований, из-за которых они стараются нас лишь обидеть, потому что постоянно нуждаются во враге. И там полно совсем не демократических политиков, которые все эти эмоции и самообман очень умно используют, чтобы ввергнуть своих избирателей в бедность, коррупцию и ограничить их права.
Не стоит удивляться тому, что Сербия и Россия по-прежнему являются друг для друга союзниками. Точнее, Сербия ищет в лице России покровителя. И это тем более заметно сейчас, когда в Сербии у власти опять националисты, которые еще не так давно были фанатичными шовинистами и экстремистами. Первой зарубежной поездкой нынешнего президента Томислава Николича, главы государства, которое якобы стремится к вхождению в Европейский Союз, стал визит в Москву.
Нет ничего удивительного в том, что Сербия под руководством этих людей стремится максимально услужить России и, в первую очередь, лично Путину, пусть даже в ущерб отношениям с Западом, и рискуя тем самым отдалить или даже сделать невозможным свое членство в Европейском союзе. Но на самом деле примкнуть к России – это не то же самое, что примкнуть к ЕС. Вопрос в том, насколько значительную часть Сербии это руководство в действительности представляет, и существует ли в стране достаточно сильная оппозиция подобным намерениям.
“SME”, Словакия
Петер Морвай (Peter Morvay)