Запад не заинтересован в нагнетании военной напряженности вблизи Южного газового коридора, заявил Новости-Азербайджан глава Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
«Запад ни в коем случае не может быть заинтересован, чтобы на территории Азербайджана вновь вспыхнула военная напряженность, причем на близком расстоянии от мест, где в ближайшие три года будут проводиться строительные работы инфраструктуры Южного газопровода», – сказал Шабан, отвечая на вопрос о том, какую роль сыграют энергетические интересы ведущих стран мира на данном этапе карабахского конфликта.
В ночь с 31 июля на первое августа разведывательно-диверсионные группы ВС Армении предприняли попытку перейти линию соприкосновения азербайджанских и армянских войск на территории Агдамского и Тертерского районов. Благодаря бдительности подразделений ВС Азербайджана приближение противника было замечено, а диверсия – предотвращена. Обе стороны понесли значительные потери. Это стало наиболее серьезным инцидентом с момента заключения перемирия – за последние 20 лет, и послужило росту напряженности в прифронтовой зоне.
По словам Шабана, ныне существующие экспортные нефте- и газопроводы Азербайджана, по которым сырье поставляется в западном направлении – нефтепроводы Баку-Тбилиси-Джейхан, Баку-Супса и газопровод Баку-Тбилиси-Эрзурум, и расстояние до которых по прямой воздушной линии в одном участке достигает свыше 20 километров, эксплуатируются в обычном режиме. Для них нет каких либо опасностей от выстрелов по воздуху, так как трубопроводы пролегают под землей, причем все они бетонированы толщиной 20 мм.
«Что касается будущих трубопроводных проектов АР, а точнее тех, которые войдут в состав «Южного газового коридора», то уже известен маршрут нового газопровода по территории Азербайджана, по которому голубое топливо с Шахдениз-2 будет доставляться до расширяемой насосно-компрессорной станции в Гардабани (Грузия). Он также будет построен в одном коридоре с другими трубопроводами Азербайджана», – сказал собеседник агентства.
Общая проектная стоимость «Южного газового коридора» на сегодняшний день уже составляет около 22 млрд. долларов США, отметил он.
«Естественно, страны Запада очень заинтересованы, чтобы в заявленные сроки, то есть в 2019 году впервые на европейские рынки поступил природный газ из альтернативного источника, то есть из Азербайджана. Причем за короткое время – спустя два-три года после получения первого газа начнется расширение этой системы от Каспия через Адриатическое море в Европу и далее. Это не миф, а реальность, где имеются большие перспективы использования этой инфраструктуры (один из основных фигурантов этого проекта – Госнефтекомпания Азербайджана) для транспортировки каспийского газа», – заявил эксперт.
По его словам, речь не идет пока о газе с правого берега Каспия. В азербайджанском секторе Каспия достаточных газовых и газоконденсатных месторождений, чтобы полностью загрузить «Южный газовый коридор» и с середины следующего десятилетия стабильно поставлять для нужд Европы не менее 20 млрд кубометров.
Азербайджан в этом деле тесно сотрудничает с западными компаниями, и развитие нефтегазовых разработок Каспия видит в совместных действиях. Поэтому в прошлом году Госнефтекомпания Азербайджана продлила юридический срок действия Соглашения о разделе продукции по проекту «Шахдениз» до 2041 года.
Кроме того, считает Шабан, Азербайджан в отличие от России, точнее от Газпрома, сооружая магистральные газопроводы, не ставит перед собой цель стать монополистом: он всегда открыт для транспортировки голубого топлива третьих сторон. В частности SOCAR своими действиями это уже доказывает на примере эксплуатации нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, по которому частные компании практически из всех прикаспийских стран (кроме Ирана) транспортируют свою нефть.
«Естественно, в таких условиях Запад ни в коем случае не может быть заинтересован, чтобы на территории Азербайджана вновь вспыхнула военная напряженность, причем на близком расстоянии от мест, где скоро в течение трех лет пройдут строительные работы инфраструктуры газопровода», – сказал глава центра.
Комментируя комментарии в СМИ некоторых аналитиков, рассматривающих нынешнюю напряженность на линии соприкосновения войск через призму отношений Запад – Россия, эксперт отметил, что не видит в санкциях Запада против РФ «газовых элементов».
Он выразил уверенность в том, что Россия построит «Южный поток», так как эта инфраструктура необходима для стабильного обеспечения Европы энергией.
«Для России важно убедить Армению поскорее освободить оккупированные азербайджанские территории. Это главный аргумент для стабильности и развития всего Кавказа. Если в регионе мир, обеспечена безопасность, то от этого выигрывает не только одна страна, но и все. Наверное, Россия уже убедилась в этом на примере конфликта вокруг украинских событий», – сказал Шабан.
Конфликт между двумя южно-кавказскими странами возник в 1988 году ввиду территориальных претензий Армении к Азербайджану. Нагорный Карабах и семь прилегающих к нему районов – 20% территории Азербайджана – находятся под оккупацией вооруженных сил Армении. В результате оккупации территории Азербайджана около миллиона граждан страны стали вынужденными переселенцами и беженцами. В мае 1994 года стороны достигли режима прекращения огня, и до сих пор под эгидой и при сопредседательстве России, Франции и США ведутся пока еще безуспешные мирные переговоры. Принятые Советом безопасности ООН четыре резолюции по освобождению Нагорно-Карабахского региона и других оккупированных территорий до сих пор не выполняются Арменией.
Нармина Али