На биржевых торгах во вторник цена на нефть продолжила свое падение, сообщает сайт РБК.
Октябрьские фьючерсы на нефть марки Brent на Межконтинентальной товарной бирже снизились на 0,4% и вплотную подошли к 14-месячному минимуму, торгуясь на отметке около $101,2 за баррель. До этого в понедельник стоимость североморской нефти обвалилась на 1,9%. Потери с начала недели составили почти $2,5, а с конца июня — $13,5. Российская нефть марки Urals в понедельник торговалась в районе отметки $98 за баррель — минимум за 15 месяцев.
По мнению экспертов, падение цены на нефть в начале недели отражает снижение беспокойства вокруг украинского конфликта. «В пятницу мы увидели, как нервозно рынок реагирует на геополитику. После сообщения о переходе российской техники через украинскую границу Brent выросла более чем на доллар», — отметил аналитик Commerzbank Карстен Фрич.
Но уже в понедельник, после известия об успехе четырехсторонних переговоров глав МИД и после опровержения информации о наступлении из России армейской колонны, цена на нефть устремилась вниз.
В отчете Bank of America по энергетике также говорится, что международные конфликты, ранее служившие главной причиной роста нефтяных цен, теперь, похоже, оказывают лишь кратковременный эффект на игроков рынка. Общая тенденция направлена скорее в сторону снижения стоимости энергоносителя. Прогнозы Deutsche Bank и Bank of America по марке Brent до конца 2015 года демонстрируют стабильное удешевление барреля нефти, несмотря на гражданские войны в Ираке и Сирии и конфликт на Украине.
Напрасные опасения
В воскресенье государственная нефтяная компания Ливии National Oil Corp объявила, что совокупная добыча нефти на месторождениях Эль-Шарара и Эль-Феель достигла 562 тыс. барр. в сутки. По сравнению с 400 тыс. барр., о которых сообщалось в начале августа, ливийская нефтяная промышленность за несколько недель сделала серьезный шаг вперед. Работа на этих месторождениях была парализована весной этого года в результате забастовки рабочих. В середине мая, когда стачки пошли на убыль, совокупный объем добычи на двух месторождениях ежедневно составлял лишь 35 тыс. барр.
Стабилизировалась и ситуация в Ираке, где правительственная армия и курдские войска, которым противостоят боевики Исламского государства Ирака и Леванта, перешли в контрнаступление и отвели угрозу от нефтеносных районов на юге Ирака. «Хоть ситуация довольно сложная, она пока не привела к нарушениям нефтедобычи в стране», — заявил The Wall Street Journal глава консалтинговой фирмы NUS Ричард Султанян. Сегодня же стало известно об отправке первого танкера компании ЛУКОЙЛ с 1 млн барр. нефти из месторождения «Западная Курна-2». Сейчас, по данным компании, добыча на этой площадке достигает 280 тыс. барр. в сутки, тогда как в марте показатель был на уровне 120 тыс. барр. Потенциал же «Западной Курны-2» позволит в будущем получать ежесуточно 1,2 млн барр.
Спрос и предложение
О восстановлении объемов добычи нефти свидетельствует и августовский отчет Международного энергетического агентства (МЭА). В июле 2014 года общемировая ежесуточная добыча нефти выросла на 230 тыс. барр. к предыдущему месяцу и на 840 тыс. барр. к июлю 2013 года. Локомотивом роста стали страны за пределами ОПЕК, тогда как добыча нефти в государствах — членах организации снизилась.
О том же говорит и отчетность самой ОПЕК: по ее прогнозам, средний уровень добычи в странах вне организации вырастет в 2014 году до 55,69 млн барр. в день. Это на 1,5 млн барр. больше, чем средний ежедневный показатель за 2013 год. Прогноз по своим членам на весь текущий год организация не дает, но из документа видно, что с 2012 года уровень добычи в этих странах стабильно падает. В плюсе ОПЕК находится лишь за счет Ливии и Саудовской Аравии.
Добыча нефти вне ОПЕК в 2015 году, по прогнозам организации, увеличится в среднем еще на 1,27 млн барр. в день. Если восстановление ливийской и расширение иракской нефтяной промышленности продолжится, страны ОПЕК выйдут из минуса. Но рост предложения не сопровождается соответствующим ростом спроса. Как МЭА, так и ОПЕК сократили свои прогнозы по росту среднесуточного потребления нефти — до 1 млн и 1,1 млн барр. за 2014 год соответственно.
Эксперты называют несколько причин для пересмотра прогнозов. Все они связаны с ухудшением макроэкономической ситуации. МЭА объяснило понижение своих ожиданий данными из доклада МВФ. Вышедший в конце июля документ сократил прогноз по росту мирового ВВП с 3,7 до 3,4% в текущем году, в частности, за счет снижения спроса в США, Китае и России. В Европе, как отмечает Deutsche Bank, спрос на сырую нефть падает из-за сокращения производства на НПЗ и промышленного застоя в целом. Аналитики МЭА, ОЭСР и Bank of America едины во мнении, что политика «количественного смягчения» в США также приведет к понижению нефтяного спроса.
Бюджетный вопрос
В 2014 году государственный бюджет России был сформирован при предположении, что средняя цена на нефть марки Urals будет составлять $104 за баррель — в этом случае бюджет будет бездефицитным. Средняя цена на нефть марки Urals в январе—июле 2014 года выросла по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,18%, до $106,99 за баррель. По итогам семи месяцев 2014 года профицит федерального бюджета составил 675,469 млрд руб., или 1,7% ВВП, следует из данных Минфина.
«В бюджете заложена среднегодовая цена: если полгода цена чуть выше, вторые полгода чуть ниже, то бюджет все равно будет исполнен. Поэтому преждевременно говорить о том, что не будут собраны планируемые доходы», — говорит старший научный сотрудник лаборатории бюджетного федерализма Института Гайдара Арсений Мамедов. Он добавил, что в текущем году правительству вряд ли удастся перечислить планируемые дополнительные нефтегазовые доходы в Резервный фонд. «Ситуация для федерального бюджета не катастрофическая, но риски, безусловно, растут», — добавил Мамедов.