Строительство газопровода Южный поток может быть заморожено: Европейский Союз рассматривает возможность приостановки проекта как меры воздействия на Россию. По словам председателя Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, как передает УНН, вместо Южного потока приоритетным для Европы может стать проект газопровода из Азербайджана, через Италию, но если Баку устоит перед давлением Москвы.
Также и ранее, когда речь зашла о санкциях в ответ на аннексию Крыма, еврокомиссар по энергетике Гюнтер Эттингер сразу заявил, что отложит переговоры по Южному потоку, и предложил Европе срочно искать способы наращивания импорта газа. И хотя руководство Eni пообещало диверсифицировать источники энергоносителей: поучаствовать в разработке сланцевых месторождений в Львовской области, увеличить объемы закупок сжиженного природного газа в Ливии, Алжире и Норвегии – объективно рассуждая, предпочтительным направлением источника поставок был и остается Азербайджан.
Более того, наблюдатели не замедлили придти к выводу, что прекращение жизнедеятельности российского проекта – по закону сообщающихся сосудов – усилит позиции азербайджанского газопровода.
Однако, стоит учесть, что в европейскую систему поставок энергоносителей включено слишком много участников, что вносит в прогнозы элемент неожиданности и интриги. Последнее обсуждение аспектов Южного потока не случайно вовлекло в центр внимания Болгарию. На широко обсуждаемой встрече Жозе Мануэля Баррозу с политиками этой страны, по сведениям The Daily Telegraph, Болгарии было выдвинуто требование не противодействовать новой политике Европейского Союза в отношении российского проекта. По мнению издания, ЕС близок к тому, чтобы заморозить планы по завершению строительства газопровода по дну Черного моря.
«Мы просим Болгарию быть очень осторожной», – приводит газета слова главы Еврокомиссии.
Напомним, Южный поток, пропускной способностью 63 млрд. кубометров в год, по планам, должен заработать в конце 2015 года, а в 2018 году выйти на полную проектную мощность. В то же время, несмотря на потребность Европы в топливе, данный проект сейчас используется как рычаг политического влияния в «шахматной партии» Россия-Украина.
Как сразу же заметили наблюдатели, отказ ЕС от Южного потока автоматически усиливает позиции азербайджанского Южного газового коридора (ЮГК), по которому в европейском направлении планируется поставлять газ, добытый в рамках второго этапа освоения месторождения «Шахдениз». Однако, по мнению главы Центра нефтяных исследований Ильхама Шабана, в оценке тенденций следует учитывать не только политические факторы.
– Пока что официальный Брюссель предупредил болгарскую сторону, что следует придерживаться общеевропейской стратегии. Сейчас Болгария больше прочих восточноевропейских стран заинтересована в том, чтобы привлечь газ по различным направлениям. Дважды – в 2006 и 2009 году – Болгария столкнулась с газовой проблемой. С другой стороны, это одна из тех стран Европы, которая на 100% зависит от российского газа, поступающего с севера, через Украину и Молдову. И когда происходят проблемы, у Болгарии нет другого пути как-то обеспечить себя газом. Не случайно в рамках диверсификации поставок «Булгаргаз» в 2013 году подписал 25-летний контракт на поставку азербайджанского газа в рамках проекта «Шахдениз-2», – комментирует Bakupost.az эксперт.
Однако, по его словам, этот газ поступит на рынки Болгарии не раньше, чем в 2019 году. До этого времени страна заинтересована в строительстве интерконнекторов, то есть соединительных трубопроводов, либо с Турцией, либо с Греций. Но пока до конца не ясно, когда это произойдет. В то же время, если Южный поток будет легализован, то есть российская сторона даст гарантии, что ее газ будет экспортироваться без транзитных стран на болгарский рынок, Болгария может рассчитывать на поставки топлива уже в начале 2016 года. Помимо того, что страна сможет получать газ без транзитных стран, она получит возможность еще и на транзите зарабатывать деньги. Это объясняет нынешнюю позицию болгарской стороны.
– С другой стороны, Болгария является членом ЕС, где на повестку дня уже ставится вопрос о том, чтобы (на фоне действий России против Украины) снизить энергетическую зависимость всего европейского рынка. В связи с этим 28 стран, входящих в ЕС, хотят принять общий пакет соглашений. Болгария должна действовать в рамках этой программы, и немного непонятно, как ей увязать противоречащие интересы.
Если представить ситуацию, что другие транзитные страны не поддержали сухопутную часть проекта Южного потока – то Россия не будет вести многомиллиардный проект ради одной Болгарии. В то же время, несмотря на конфронтацию между Киевом и Москвой, причем с каждым днем нарастающую, мы видим, что транзит газа через территорию Украины идет в нормальном режиме и даже вырос по сравнению с прошлым годом. Это хорошая новость для Европы, – считает И.Шабан.
Таким образом, острой необходимости в строительстве Южного потока, как альтернативы северному каналу газоэкспорта, нет. Однако, было бы неправильно ставить успех азербайджанского проекта ЮГК в зависимость от того, «заморозит» или нет Евросоюз российский проект.
– Энергетические проекты реализуются на основе коммерческих расчетов, а не политических заявлений. Их много слышно со стороны Запада, политическим духом пропитаны заголовки в СМИ: идет настоящая холодная война, и думаю, это надолго. Подписанный 19 сентября 2013 года контракт по экспорту азербайджанского газа подразумевает экспорт с 2019 года по ЮГК топлива в объеме 10 млрд. кубометров, они у нас в наличии. Говорить о поставке дополнительных объемов можно будет, если завтра, в связи с эскалацией противостояния ЕС с Россией, поступят новые предложения. Их пока нет.
У Азербайджана есть маршрут, подписаны все контракты и субконтракты, день и ночь, 24 часа в сутки работает 16 тысяч человек, чтобы успеть к 2019 году. Это очень трудно, только инфраструктуру предстоит подготовить на расстоянии в 3,5 тыс. км. К тому же, «Шахдениз-2» – самое глубокое месторождение газа не только на Каспии, с глубиной залегания от 6800 до 7100 метров. Здесь впервые применяется нестандартное бурение, и наша задача – добывать на Каспии этот газ в заявленные сроки. Это будет наша победа, а уже потом можно рассчитывать, как обеспечить газом все потребности Европы, – заключает И.Шабан.
Елена Старостина
Bakupost.az