Вчера США объявили о продаже 5 млн баррелей нефти из своих стратегических резервов (они оцениваются в 696 млн баррелей).
За последние 25 лет такое происходило лишь дважды – во время войн в Персидском заливе и в Ливии. Поэтому сейчас подобное решение кажется вполне логичным шагом в развитии угроз США в адрес России – цена на нефть марки WTI (которую в основном производят в США) тут же упала на $2 – до $98 за баррель. И хотя мы экспортируем нефть других сортов, теоретически вброс американских резервов может привести к переделу рынка.
К тому же, если США таким образом обозначили главный рычаг давления на Россию, за этим может последовать полномасштабная энергетическая война против нас с участием Ирана, Саудовской Аравии и других стран ОПЕК.
Slon с помощью экспертов попытался просчитать, чем такая война грозит России и остальному миру. Ведь именно эти, максимальные риски сейчас влияют на принятие политических решений и, возможно, на исход всего крымско-украинского конфликта. По мнению экспертов, вероятных сценариев экономической войны два.
Сценарий 1: США обрушат цены на нефть
Для этого США могут использовать не только свои резервы, но и мощности зависящих от них Ирана, Ирака и Саудовской Аравии. Если они заметно увеличат экспорт нефти, цена упадет. Сейчас основные покупатели нефти, Европа и Китай, вместе потребляют около 20 млн баррелей нефти в сутки. Поэтому появление на рынке лишних 2–3 млн баррелей в день может всерьез повлиять на ситуацию.
Андрей Дьяченко, портфельный управляющий «Альфа-Капитал»:На текущий момент спрос на нефть не очень стабилен, предложение уже значительно его превышает, и создать избыточное предложение не так сложно. При критической необходимости США могут не только полностью удовлетворять свои потребности в нефти, но и выступить донором на рынке.
Роман Ткачук, старший аналитик «Норд-Капитал»: США и Саудовская Аравия – давние партнеры, в политических и экономических вопросах они действуют заодно. Саудовская Аравия добывает 10 млн баррелей в сутки, она может примерно на 1 млн баррелей в сутки увеличить поставки. Ирак уже наращивает поставки – он добывает 3,5 млн баррелей в день и теоретически тоже может увеличить экспорт на 1 млн баррелей в сутки.
Иран сейчас не может свободно продавать нефть из-за санкций США и Европы, а также квоты, установленной ОПЕК. Но министр нефти Ирана в конце прошлого года заявил о планах нарастить добычу с 2,7 до 4 млн баррелей в сутки в 2014 году, даже если цены будут падать. Серьезное падение цен на нефть при прочих равных не выгодно ни одной из стран ОПЕК, но они куда менее чувствительны к нему, чем Россия. Так, бюджет Саудовской Аравии на 2014 год ориентируется на $80 за баррель.
Роман Ткачук: Падение цены до $80 за баррель – это вполне реально, потому что это более-менее устраивает партнеров США. Для России же такое падение критично – в бюджете на 2014–2016 годы заложена цена $97 за баррель.
Андрей Дьяченко: В худшем случае я ожидаю краткосрочного снижения цен на нефть до $50–60 за баррель. Это очень сильно ударит и по другим производителям, поэтому в перспективе жду, что цены будут на уровне $80–100 за баррель.
Сценарий 2: Европа отказывается от наших нефти и газа
По данным Росстата и ФТС, Россия продает в страны дальнего зарубежья около 5,6 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в день (среднее за 2012 год). Основная часть идет в Европу, она покупает у России треть всей необходимой нефти, нефтепродуктов и сжиженного газа – вместе это около 4,4 млн баррелей в день. Как выше уже упоминали эксперты, США, Саудовская Аравия, Иран и Ирак способны во многом компенсировать этот объем. Но возможно ли это на практике?
Андрей Дьяченко: Если западные страны введут санкции против России, страны ОПЕК будут за. Они могут восполнить объемы недопоставок из России на обозримый горизонт. У этого есть свои инфраструктурные издержки – не все страны Ближнего Востока могут с легкостью поставлять нефть в Европу, для этого нужны дополнительные танкеры или трубопроводы. Но на рынке уже есть избыточное предложение, и наши соперники найдут баланс, чтобы воспользоваться освободившейся нишей.
По грубым оценкам, для перевозки 4,4 млн баррелей нефтепродуктов в день нужны два средних морских танкера (всего в мире их около 4 тысяч) или 20–30 малогабаритных танкеров. Кроме того, нефть можно перевозить и по железной дороге.
Андрей Дьяченко: В текущей ситуации Европе выгоднее качать нефть по российскому трубопроводу. Но если США перейдут на собственную нефть и перестанут закупать ее на Ближнем Востоке, высвободятся ее дополнительные объемы для Европы. В итоге маршруты доставки сократятся.
По мнению экспертов, Россия не сможет продавать те же объемы нефти в Китай и другие более лояльные страны – Китай сокращает закупки на внешнем рынке из-за экономического спада. Но еще серьезнее будут потери, если Европа перестанет покупать наш газ.
Андрей Дьяченко: Часть европейский стран будут против антироссийских санкций. Это Болгария, Сербия – страны, через которые должен проходить газопровод «Южный поток». Строительство газопровода дает им скидки на газ, привлекает российские инвестиции, создает рабочие места и помогает экономическому росту. Страны, которые меньше завязаны на Россию, могут выступить за санкции.
Роман Ткачук: Холодная зима закончилась, отопительный сезон прошел. У Европы есть тактические запасы газа, которые помогут продержаться как минимум месяц. К тому же есть альтернативные поставщики – Норвегия, Алжир и другие. Но полностью закрыть потребность они не могут. И все равно складывается тревожная для нас ситуация. Акции «Газпрома» падают, Украина уже грозит перекрыть наши поставки в Европу. А чтобы переориентироваться на Китай, нужен не только газопровод, нужно строить газосжижающие заводы. При этом в новых условиях цены контрактов с Китаем будут пересматриваться.
Цифры показывают, что по крайней мере нефтяная часть нефтегазовой войны против России возможна. И развиваться она может примерно по такому сценарию. США наращивают производство нефти, расходуют ее запасы и отказываются от закупок на Ближнем Востоке. Саудовская Аравия, Ирак и Иран перенаправляют свою нефть из США в Европу и экономят на доставке. Освободившиеся средства они направляют на инфраструктуру для доставки нефти в Европу по суше и параллельно также активизируют производство. Европа перестает закупать нефть у России. Китай и другие азиатские страны забирают часть избыточной российской нефти, но по сниженным ценам. Учитывая, что сейчас нефть приносит России ровно треть всех доходов от экспорта, наши потери измеряются несколькими триллионами рублей в год.
Добавление 13.03.2014, 22:45: После написания данной статьи стало известно, что
США опровергли связь между продажей нефти из своих резервов и событиями на Украине.