Победителем из международного кризиса вокруг Крыма может выйти богатый энергоресурсами Азербайджан, если Запад откажется от России как от поставщика природного газа, полагают азербайджанские аналитики. Дипломатические же тонкости, а именно стремление Баку не раздражать лишний раз Россию, означают, что любые попытки Азербайджана воспользоваться кризисной ситуацией будут носить закулисный характер.
Анализируя свою потенциальную реакцию на захват Россией Крыма, страны-члены ЕС сталкиваются с дилеммой, заключающейся в их зависимости от российских поставок природного газа. Любые экономические санкции в отношении России со стороны ЕС могут привести к приостановке этих поставок. И даже если крымский кризис каким-то образом урегулируется, подспудная напряженность между Украиной и Россией может негативно сказаться на газовых закупках Европы, учитывая тот факт, что примерно треть объема российских поставок осуществляется по территории Украины.
Неопределенность вокруг российских поставок открывает возможность для Азербайджана, который давно лелеет европейские амбиции. В 2013 году в республике было добыто 29 млрд кубометров газа, примерно 62 процента этого объема, по словам министра энергетики Натика Алиева, страна может продать, и в 2014 году этот показатель планируется увеличить еще на 2 млрд кубометров.
Если сравнивать с Россией, ставшей по итогам 2013 года вторым после США крупнейшим производителем газа в мире (668 млрд куб.), то Азербайджан «не в состоянии составить соответствующую альтернативу российским энергетическим ресурсам», но он уже служит «Европе серьезным подспорьем в деле сокращения ею своей зависимости от российского газа», – отмечает руководитель неправительственного аналитического центра «Атлас» Эльхан Шахиноглу.
В последнее время активное внимание уделяется массивному месторождению «Шах-Дениз», запасы которого оцениваются в 1,2 трлн кубометров газа. Начиная с 2019 года Албания, а также крупнейшие потребители российского газа Греция и Италия, станут ежегодно получать порядка 10 мрлд куб. газа, добываемого в рамках второй очереди разработки месторождения.
На взгляд Эльхана Шахиноглу, Европа теперь активизирует свою поддержку в адрес двух трубопроводов, по которым эти объемы будут прокачиваться в страны Юго-Восточной Европы, а именно Трансанатолийского газопровода (TANAP), контролируемого Государственной нефтяной компанией Азербайджана (SOCAR), и Трансадриатического газопровода (TAP), в котором SOCAR принадлежит 20 процентов.
Как сообщил 12 марта на состоявшейся в Баку конференции заместитель вице-президента SOCAR Виталий Беглярбеков, компания готова предоставить свою газотранспортную инфраструктуру для сотрудничества с новыми странами, сообщает информагентство «Туран».
Теоретически эти поставки могут начаться уже в этом году, отмечает эксперт по энергетическим вопросам Ильхам Шабан. В частности, это может обеспечить диверсификацию одного европейского рынка, полностью завязанного на поставки российского газа – Болгарии. «Если Евросоюз профинансирует строительство короткой, 180-километровой внутренней нитки газопровода между газораспределительными сетями Турции и Болгарии», то по ней можно будет прокачать в 2014 году в Болгарию 2 млрд кубометров газа, говорит эксперт. Реализация этого проекта «может занять несколько месяцев и не потребует крупных инвестиций».
Однако Евросоюз «не торопится с принятием решений, что мы наблюдали с проектом «Набукко», – добавляет Ильхам Шабан. – Я не уверен в наличии достаточной воли для реализации этого проекта».
В представительстве Евросоюза в Баку не ответили на просьбу о комментарии. Другие перспективы поставок газа в Европу через Азербайджан представляются более умозрительными.
Планы транспортировки сжиженного природного газа на Украину и в Румынию по территории северного соседа Азербайджана, Грузии, и по Черному морю «были в основном забыты из-за высокой стоимости проекта и отсутствия инвесторов», отмечает Ильхам Шабан. «Теперь ЕС и США могут возродить их», добавляет он, «но пока признаков деятельности в этом направлении не наблюдается».
В перспективе Азербайджан может также сыграть роль газового посредника для Европы. В середине февраля министр иностранных дел Азербайджана Эльмар Мамедъяров предложил Ираку предоставить доступ к газопроводам TANAP и TAP. Багдад пока не ответил на это предложение.
Эльхан Шахиноглу полагает, что Евросоюз может также попытаться подстегнуть поставки туркменского газа по Каспию и территории Азербайджана. Однако камнем преткновения на этом пути могут стать давние разногласия между двумя странами. Помимо всего прочего, руководитель Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов зарекомендовал себя как человек, берущий на себя различные обязательства, но не доводящий дело до конца.
Размышляя над имеющимися у них возможностями, азербайджанские власти действуют с осторожностью. Их главная задача состоит в том, чтобы проводить свою политику в энергетической сфере таким образом, чтобы не спровоцировать верховного руководителя России Владимира Путина на какие-нибудь карательные меры.
Cоответственно, Баку не озвучивает никаких официальных заявлений по поводу крымского кризиса. Аналогичную сдержанность азербайджанские власти проявили и во время российско-грузинской войны 2008 года.
Широкие консультации с ЕС и США по вопросу расширения энергетического сотрудничества представляются маловероятными, полагает Эльхан Шахиноглу. «Но эти вопросы могут обсуждаться по-тихому за закрытыми дверями», – отмечает он.
Помимо расширения перспектив в сфере экспорта энергоресурсов, Азербайджан может сыграть более активную роль в сфере безопасности в процессе вывода американских и натовских войск из Афганистана.
После вторжения 28 февраля российских войск на Украину Вашингтон приостановил свое военное сотрудничество с Москвой. Этот шаг может негативно сказаться на возможности США использовать территорию и воздушное пространство РФ для вывода живой силы и техники из Афганистана. На состоявшемся 11 марта слушании Сената США по вопросу своего назначения на должность начальника Транспортного командования США генерал ВВС США Пол Селва (Paul Selva) заявил, что «в случае продолжения такого курса на Украине нам придется изучить варианты, отличные от транзита с использованием территории России и ее воздушного пространства», сообщило издание Military Times.
И тут на сцене появляется Азербайджан: через бакинский аэропорт уже следует 40 процентов натовских грузов и войск, выводимых из Афганистана.
Теперь, когда будущее российского маршрута оказалось под большим вопросом, а пакистанский коридор считается подверженным сбоям, Азербайджан представляет собой «надежный транзитный» вариант для альянса в процессе вывода им войск из Афганистана, полагает бакинский аналитик Вафа Гулузаде, в прошлом главный внешнеполитический советник покойного президента Азербайджана Гейдара Алиева.
Это мнение разделяет и руководитель аналитического центра «Доктрина» военный эксперт Джасур Сумеренли. Вскоре должны состояться «консультации на высоком уровне» для изучения возможности доведения доли Азербайджана в афганском транзите «по меньшей мере до 60 процентов к концу 2014 года», прогнозирует он.
Представители Пентагона проявляют осторожность в беседах на данную тему, а американские дипломаты в Баку не ответили на просьбу о комментарии. Официальный представитель МИД Азербайджана также отказался от комментариев.