Одной из причин девальвации экономисты называют простой Кашагана. Месторождение с прошлой осени не дает нефть, а решения английских специалистов по расследованию причин и характера разрушений на трубопроводе Остров Д – завод “Болашак” до сих пор нет.
Оператор Кашагана NCOC до сих пор не обнародовал результаты расследования причин и характера разрушений на трубопроводе Остров Д – завод Болашак, которые должны были появиться в конце января или начале февраля.
По словам источника kursiv.kz, трубу будут демонтировать и этим должна заняться итальянская компания Sicim S.p.A., также к делу привлекают компанию Bureau Veritas.
“Все заключения готовы, но итальянцы стараются, чтобы из Англии по официальному каналу информация не дошла до Казахстана. Делается это для того, чтобы “КазМунайГаз” и Миннефтегаза не имели полных данных на руках и не могли помешать в подготовке тендерного пакета”, – добавил он.
Напомним, добыча нефти на месторождении Кашаган началась 11 сентября 2013 года. Однако 24 сентября эксплуатация месторождения была приостановлена после обнаружения утечек газа из наземного трубопровода, идущего с острова Д на УКПНиГ “Болашак”. Добыча была возобновлена, но 9 октября повторно приостановлена после обнаружения утечки газа. После ремонта поврежденного соединения было проведено гидроиспытание под полным контролем, в ходе которого были выявлены другие места потенциальных утечек газа. Было начато тщательное расследование данного инцидента.
Ранее в интервью газете “Ак Жайык” экономист Петр Своик, отвечая на вопрос о том, что может случиться из-за отсрочки начала коммерческой добычи нефти, сказал, что остановка добычи на Кашагане может спровоцировать девальвацию тенге: “Дело в том, что внешний платежный баланс Казахстана все эти годы устойчиво поддерживался с положительным сальдо за счет высоких цен на нефть, а также благодаря плюсовой разнице между притоком иностранных инвестиций и вывозом за границу доходов от ранее сделанных инвестиций. А этот вывоз, между прочим, уже очень велик. Например, по данным прошлого года, – где-то $28 млрд в год. Но приток новых инвестиций, слава богу, пока что еще больше, и, соответственно, у нас нет неприятностей с общим платежным балансом Казахстана. А откуда этот приток? А за счет Кашагана в основном. Именно массированное вложение в Кашаган во время его строительства и поддерживало положительный платежный баланс Казахстана и, соответственно, устойчивый курс тенге. Задержки с пуском Кашагана, конечно, не добавляют нефтяных поступлений в страну, а в сочетании с уменьшением объемов инвестиций создают определенный риск. Я имею в виду курс тенге, который уже сейчас ползучим образом девальвируется. Пока непонятно когда, но все равно придется тенге девальвировать, наверное, после того как президент реализует свой план транзита власти. Но уменьшение нормы инвестиций в Казахстан может сыграть роль катализатора, тогда, возможно, на девальвацию тенге придется пойти раньше”.
На сегодняшний день никакой официальной информации от NCOC по результатам расследования нет. Ранее экс-глава Нацбанка, экс первый вице-премьер РК Ораз Жандосов отмечал, что за каждый день простоя Кашагана Казахстан теряет порядка $18–20 млн.