“У Ирака имеются довольно большие запасы природного газа, на что в свое время надеялись участники проекта Nabucco, однако нестабильность в этой стране не позволяла начать разработку голубого топлива и организовать его транспортировку”. Об этом в комментарии Minval.az заявил руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
Отметим, Азербайджан предлагает Ираку доступ к проекту Южного газового коридора, чтобы помочь Багдаду экспортировать свой природный газ в Европу. Об этом заявил находящийся с визитом в Ираке глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедьяров на совместной пресс-конференции с иракским коллегой Хошияром Зибари.
Он отметил, что проект TANAP и его европейское продолжение ТАР проектируется так, чтобы к 2019 году быть готовым для доставки газа с месторождения “Шахдениз-2.
“В этой инфраструктуре в среднесрочной перспективе не будет места для транспортировки сырья третьих сторон. Кроме того, к 2024 году планируется расширение трубопроводной системы максимум на 10 млрд. кубометров. Однако, если мы проследим за заявлениям официальных лиц Госнефтекомпании Азербайджана, то к этому периоду в стране планируется ввести в эксплуатацию таких крупных месторождений как, “Абшерон” “Умид-Бабек” и глубокозалегающий газ с “Азери-Чыраг-Гюнешли”. Естественно, добытый газ с этих месторождений пойдет на Запад, причем через TANAP и далее. То есть в расширяемой инфраструктуре тоже фактически не остается свободных объемов для представления другим грузоотправителям. Официальный Баку может пойти на сотрудничеству с газовыми странами региона лишь после того, когда пройдет “пиковый период” с каспийских газовых месторождений»,- подчеркнул он.
По словам эксперта, министр Мамедъяров не самоволен в подобном решении, и что, безусловно, такое решение было принято сверху.
С одной стороны наш “Белый Дом” тоже политически грамотно поступает, считает он. “В отличие от Кремля мы показываем, что наша инфраструктура доступна для всех у кого есть газ, и кто нуждается в энергоресурсах. В Европе это понимают и видят разницу между азербайджанскими трубопроводами и российскими. Конечно же, Азербайджан сначала удовлетворит свои коммерческие интересы – никто не выступит против этого, это вполне нормально в бизнесе, а затем предложит свою территорию для транзита, так и свою инфраструктуру, как в Азербайджане, так и за пределами страны. Вот это и является главным преимуществом Азербайджана от других региональных газовых держав, и поэтому стране с понимаем относятся в Европе”,- резюмировал он.